Реформа здравоохранения. лицензирование в россии и мире

Реформа здравоохранения. Лицензирование в России и мире

Новые правила лицензирования, которые правительство должно разработать до 1 ноября, позволят включить в территориальное планирование создаваемые в регионах частные медицинские организации, что решит ряд проблем, в том числе улучшит качество предоставляемой медицинской помощи и избавит пациентов от необоснованных трат.

Об этом сообщила порталу “Будущее России. Национальные проекты“, оператором которого является информационное агентство ТАСС, министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова на полях Восточного экономического форума (ВЭФ).

“Условно [это] можно назвать двойным лицензированием. Фактически это согласование создания частного учреждения в зависимости от реальных потребностей населения, проживающего в конкретном регионе.

Причем согласование не только создания этого учреждения, частной организации, но и согласование профилей по потребностям населения.

 То есть мы должны вписать частные организации в наше территориальное планирование в каждом регионе”, – сказала министр.

“Эта мера позволит избежать ситуации, когда в одном районе города открывается избыточное количество коммерческих организаций по одному и тому же профилю (диагностика, стоматология, офтальмология или любой другой).

Кроме того, перенаправление потока пациентов в частные клиники создает напряженные условия для работы бюджетных организаций, которые получает финансирование в зависимости от прикрепленного населения, а так как далеко не всегда частник может работать в системе ОМС, обязанность по оплате медуслуг ложится на пациента”, – пишет ТАСС.

Отток пациентов в частные организации, по словам министра, далеко не всегда происходит по объективным причинам. “В чем-то ограничено создание удобных условий в государственных организациях: либо псевдоочереди длительные, либо какие-то отсылки на то, что чего-то не хватает, каких-то расходных материалов не хватает: зато ты перейди через улицу, войди в частную клинику и получишь прямо сейчас, но за деньги. Мы категорически против этого, потому что есть программы государственной гарантии бесплатного оказания медицинской помощи, и она хорошо финансируется”, – отметила министр.
Генеральный директор “Национальной медицинской сети” Илья Тупицын уверен, что Минздрав давит на конкурента-частника. “Цели государства очевидны. Во-первых, это попытка устранить потенциального конкурента в виде частной клиники за врачей. Кадровая ситуация сложная – это заметно по последним новостям о массовых увольнениях. Во-вторых, доля платных услуг в государственных медучреждениях будет только расти, соответственно, надо выжечь «поляну» частных клиник и дать государственным возможность завладеть оставшимся покупательским спросом”, – пишет Vademecum. 
По словам генерального директора медицинского объединения «ЦСМ-Санталь» Евгения Рабцуна, введение двойного лицензирования напрямую касается врачей.

“Зачем министр хочет сократить число медицинских учреждений, организуемых за счет частных инвестиций, к тому же в первичном звене, где у частных клиник большой опыт работы? Всего с 2015 по 2018 год ликвидировано 726 государственных медицинских организаций. Об этом говорится в статистическом сборнике Минздрава. При этом ведомство жалуется на дефицит медицинских кадров, хотя численность врачей и объемы медпомощи, согласно тому же сборнику, стабильны.

Куда делись медработники сокращенных 726 медицинских организаций? Полагаю, они были трудоустроены в оставшиеся медучреждения на свободные ставки, которые были ранее разделены по внутреннему совместительству. Нет совместительства – зарплата меньше, а нагрузка такая же.

В результате цена труда, как соотношение денег к работе, упала. В результате врачи в поисках оптимального для себя баланса «труд – деньги» стали искать внешнее совместительство в альтернативном частном секторе. И частный сектор здравоохранения растет.

По данным ФНС, в России 16,7 тысячи частных организаций, имеющих лицензию на медицинскую деятельность. А ежегодно прирост, по приблизительным подсчетам, составляет 1,7 тысячи. При стартовом объеме инвестиций в 50 млн рублей – это 80 млрд рублей в год.

Основной стимул для частников – оголенный спрос на доступную медицинскую помощь.

Рядовой врач может сказать: «Это меня не касается». Увы, еще как касается. Пример – протестное увольнение хирургов из больницы Нижнего Тагила и травматологов в Пятигорске.

Сегодня они легко смогут найти себе работу в частном и ведомственном секторах, которые не подчиняются Минздраву, а потому его репрессии до врачей не дотянутся.

А если будет реализовано предложение Минздрава, врачам некуда будет устроиться. Частные клиники их не примут”, – уверен Рабцун.

В ФАС тем временем выступили против инициативы Скворцовой.

«Минздрав России​ фактически предлагает ввести новый административный барьер в виде выдачи разрешения на создание и размещение частной медицинской организации в определенном месте.

​ По мнению ФАС России, такой механизм​ противоречит Конституции Российской Федерации, 41-я статья которой гарантирует развитие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения без каких-либо изъятий, а также указу Президента РФ «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», – сообщили в антимонопольной службе. 

ISSN 1996-3955 ИФ РИНЦ = 0,580

1 Оленев А.С. 1 Королёва М.В. 1, 2 1 ФГБОУ ДПО «Институт повышения квалификации ФМБА России»2 Клиника Маргариты Королёвой
В данной статье описывается сложная экономическая ситуация, сложившаяся в нынешнее время в Российской Федерации, которая связана с проблемой лицензирования и аккредитации медицинских организаций в современных условиях.

В рамках данной статьи эти вопросы рассмотрены с современной точки зрения, но также и с точки зрения истории. Необходимо учитывать, что с введением в системе здравоохранения принципов страховой медицины резко возрастает ответственность каждой медицинской организации за объем и качество оказываемой медицинской помощи.

Именно для проверки соответствия объема, сложности и качества медицинской услуги профессиональным стандартам и другим нормативным документам, регламентирующим деятельность медицинских учреждений, созданы территориальные лицензионно-аккредитационные комиссии (ЛАК). Аккредитации подлежат все медицинские учреждения независимо от форм собственности.

Имеется ряд документов по этому вопросу, однако до настоящего времени в литературе встречаются лишь единичные публикации, в основном посвященные отдельным направлениям в аккредитации и лицензировании конкретных видов медицинской помощи населению.

В данной статье проведен анализ современной литературы по этому вопросу, который показал, что многие авторы, так или иначе, пытались найти подходы к проблеме управления качеством медицинской помощи, связывая ее с проведением лицензирования и аккредитации.

качество оказываемой медицинской помощи
1. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г.

№ 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (постатейный) / А.Н. Борисов. – М.: Юстицинформ, 2016. – 226 c.
2. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» / А.Н. Борисов. – М.: Юстицинформ, 2015. – 208 c.
3. Буянский С.Г., Авдийский В.И., Безденежных В.М., Баташева Л.Х.

В поисках новой модели научной и образовательной деятельности. – М.: Русайнс, 2016. – 216 с.
4. Raes P., Angstwurm M., Berberat P., Kadmon M. Quality management of clinical-practical instruction for Practical Year medical students in Germany – proposal for a catalogue of criteria from the German Society of Medical Education // GMS Z Med Ausbild. – 2014 – № 17. – Р. 31–34.
5.

Линденбратен А.Л., Савельев В.Н., Дунаев С.М., Виноградова Т.В. Качество медицинского обслуживания населения Удмуртской Республики на современном этапе. – Ижевск: Изд-во ГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», 2011. – 98 c.
6. Крикунов А.В.

Аудиторская деятельность в Российской Федерации: законодательная и нормативная база, аттестация, лицензирование, отчетность и контроль качества / А.В. Крикунов. – М.: Финансовая газета, 2015. – 272 c.
7. Ласкина Н.В. Комментарий к Федеральному закону «О лицензировании отдельных видов деятельности» / Н.В. Ласкина. – М.: Волтерс Клувер, 2015. – 240 c.
8.

Лицензирование и саморегулирование (+ CD) / Под редакцией Г.Ю. Касьяновой. – М.: АБАК, 2015. – 128 c.
9. Лицензирование медицинской деятельности / Под редакцией Е.А. Тельновой. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 128 c.
10. Entzeridou E., Markopoulou E., Mollaki V.

Public and physician’s expectations and ethical concerns about electronic health record: Benefits outweigh risks except for information security // Int. J. Med. Inform. – 2018. – № 110. – P. 98–107.
11. Системы генетических и эпигенетических маркеров в диагностике онкологических заболеваний / Под ред. М.А. Пальцева и Д.В. Залетаева. – М.: Медицина, 2009. – 384 с.
12.

Козинец Г.И., Высоцкий В.В., Погорелов В.М., Оприщенко С.А., Захаров В.В. Кровь и лекарства. – М.: Практическая медицина, 2008. – 272 с.
13. Лузин В.И., Гадзиковский В.И., Никитин Н.П. Основы формирования, передачи и приема цифровой информации. – М.: Солон-Пресс, 2014. – 320 с.
14. Савельев А.И. Лицензирование программного обеспечения в России.

Читайте также:  Thermage® cpt ─ новое слово в радиочастотных методиках уплотнения кожи и контурирования лица и тела

Законодательство и практика / А.И. Савельев. – М.: Инфотропик Медиа, 2016. – 416 c.
15. Спектор Е.И. Лицензирование в Российской Федерации. Правовое регулирование / Е.И. Спектор. – М.: Юстицинформ, 2015. – 200 c.
16. Szigethy E., Solano F., Wallace M., Perry D.L.

A study protocol for a non-randomised comparison trial evaluating the feasibility and effectiveness of a mobile cognitive-behavioural programme with integrated coaching for anxious adults in primary care // BMJ Open. – 2018. – Vol. 8(1). – P. 166–202.
17. Donabedian A.

The quality of medical care methods for assessing and monitoring the quality of care for research and for quality assurance programs // Science. – 2011. – Vol. 340. – P. 896–990.
18. Николаева Е.И., Федорук В.И., Захарина Е.Ю. Здоровьесбережение и здоровьеформирование в условиях детского сада: методическое пособие. – М.: Детство-Пресс, 2014. – 240 с.
19. Campbell C.M.

, Parboosingh J. The Royal College experience and plans for the maintenance of certification program // J. Contin. Educ. Health Prof. – 2013 – № 33. – Р. 36–47.
20. Halperin E.C., Goldberg R.B. Offshore Medical Schools Are Buying Clinical Clerkships in U.S. Hospitals: The Problem and Potential Solutions // Acad. Med. – 2016. – № 91(5). – Р. 639–644.

Сложная экономическая ситуация, сложившаяся в стране в начале XXI века, привела к необходимости пересмотра принципов организации деятельности в большинстве отраслей народного хозяйства. Национальная система здравоохранения, как известно, финансируемая по остаточному принципу, требовала введения качественно новых «рычагов» управления. Этими рычагами и стали лицензирование и аккредитация медицинских организаций и медицинской деятельности [1, 2].

Основными нормативными документами, отражающими данную проблему, являются:

1. Федеральный закон № 326-фз от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Статья 21. «Лицензирование и аккредитация медицинских учреждений», в которой дано определение понятиям лицензирование и аккредитация.

Процесс лицензирования подразумевает под собой выдачу медицинскому заведению разрешения государственного образца на осуществление этим учреждением определённых родов деятельности и видов оказания услуг с помощью программ обязательного или дополнительного самостоятельного страхования. Форма собственности учреждения не влияет на необходимость лицензирования.

Для проведения такой процедуры как лицензирование, созданы специальные комиссии, которые созданы при органах государственного управления, городской и районной местной администрации из представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, медицинских учреждений, общественных организаций (объединений).

Под аккредитацией медицинских учреждений понимают соотношение их работы в соответствии с установленным профессиональным стандартом. Аккредитацию также должны пройти все медицинские заведения вне зависимости от формы собственности.

Для проведения аккредитации также созданы специальные комиссии, которые включают в себя представителей органов управления здравоохранением, профессиональных медицинских ассоциаций, страховых медицинских организаций.

Медицинскому учреждению, которое прошло аккредитацию, Советы министров республик в составе Российской Федерации, органы государственного управления автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Москвы и Санкт-Петербурга, местная администрация выдают сертификат.

Реформа системы охраны здоровья граждан РФ

ПРОЕКТ, ВЕРСИЯ ОТ 10 ОКТЯБРЯ 2020 г.

Первая версия этого документа была подготовлена Высшей школой организации и управления здравоохранением (ВШОУЗ) и обсуждена во время проведения онлайн-конгресса «Оргздрав-2020» (25-26 мая 2020 г.), ее одобрили более 9 тыс. участников. Далее Предложения активно обсуждались в профессиональном медицинском сообществе. В текущую версию документа внесены дополнения от руководителей региональных органов управления здравоохранением, членов медицинского отделения РАН, ректоров медицинских вузов, членов Совета Национальной медицинской палаты, руководителей профессиональных медицинских и пациентских ассоциаций, главных врачей и практикующих врачей. Абсолютное большинство участников обсуждения поддерживают эти предложения

«Никто, кроме нас. Здесь и сейчас»

В Указе Президента РФ № 474 от 21 июля 2020 г. поставлена национальная цель – «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». Согласно Указу до 30 октября 2020 г. Правительству РФ необходимо представить единый план по ее достижению до 2024 г.

и на период до 2030 г.

В настоящем документе на основе анализа текущей ситуации в системе здравоохранения экспертным и профессиональным медицинским сообществом сформулированы целевые показатели по развитию российской системы здравоохранения, 12 неотложных задач с индикаторами и механизмами реализации.

Здравоохранение, как и оборона, это основа безопасности страны. Обеспечение здоровья российских граждан не должно финансироваться по остаточному принципу и базироваться только на рыночных подходах.

Сегодня в российском здравоохранении накопились критические проблемы, в результате которых значительно снизилась доступность бесплатной медицинской помощи для населения, а медицинские работники не могут обеспечить ее в требуемых объемах и на установленном уровне качества.

Меры, направленные только на восстановление инфраструктуры отрасли, важны, но положения не исправят.

Основа эффективного развития отрасли – наличие достаточного количества высококвалифицированных врачей, медицинских сестер, преподавателей медицинских вузов и училищ, труд которых высоко ценится и уважается в обществе. От реализации продуманных реформ в здравоохранении зависит наше будущее – медицинских работников и, главное, здоровье наших пациентов.

Проблемы. Сегодня здоровье российских граждан значительно хуже, чем в развитых странах и даже отстает от «новых-8» стран ЕС, близких к нашей стране по уровню экономического развития (Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Словакия, Словения, Чехия, Эстония). В 2019 г.

ключевая характеристика здоровья населения – ожидаемая продолжительность жизни (ОПЖ) — в РФ была на 4,4 года ниже, чем в «новых-8» странах ЕС, а смертность детей — в1,5 раза выше.

Смертность трудоспособного населения в РФ — в 2,5 раза выше, чем в странах ЕС в среднем.

Такие неудовлетворительные показатели напрямую связаны с недостаточными мерами по охране здоровья граждан РФ на популяционном уровне (высокая распространенность табакокурения, потребление алкоголя, неблагоприятные экологические условия и условия труда на производстве), а также с накопившимися системными проблемами в здравоохранении. Главные из них:

1) длительное недофинансирование из государственных источников в 1,8 раза ниже, чем в «новых-8» странах ЕС в расчете на душу населения;

2) нетерпимое и унизительное положение медицинских работников — нищенские базовые оклады (у врачей от 12 до 35 тыс.руб., а у медицинских сестер – от 10 до 20 тыс. руб.).

Это усугубляется постоянными переработками, избыточными, невыполнимыми требованиями, излишними проверками и потребительским экстремизмом. Все это является причиной дефицита кадров в отрасли.

Особенно тяжелая ситуация сложилась в первичном звене здравоохранения, где врачей в 1,5 раза меньше необходимого (на 36 тыс.), средних медицинских работников – в 1,8 раза меньше (на 66 тыс. чел.), в том числе фельдшеров – в 1,9 раза меньше (на 20 тыс.

чел.). В результате сегодня обеспеченность врачами в РФ на 14% ниже, чем в Германии, при большем потоке больных людей и низкой плотности населения.

  • 3) неэффективное управление – децентрализация в управлении региональным здравоохранением, рассредоточение ключевых функций по охране здоровья в разных ведомствах, наличие массы противоречий в нормативной базе;
  • 4) неоптимальная для РФ, дорогостоящая страховая модель финансирования здравоохранения и рыночные подходы в компенсации затрат медицинских организаций («деньги следуют за пациентом»), которые привели к разрушению медицины в сельской местности и малых городах, а также нарушают систему маршрутизации пациентов и преемственности в оказании медицинской помощи;
  • 5) дефицит коечного фонда стационаров (обеспеченность им на 16% ниже, чем в Германии), изношенность материально-технической базы и непригодное состояние до 30% зданий медицинских организаций.

Предыдущие годы показали эффективность реализации программно-целевых (проектных) подходов в здравоохранении под непосредственным руководством первых лиц государства.

Так, благодаря осуществлению приоритетного проекта «Здоровье» с 2006 по 2012 гг. ОПЖ выросла на 3,4 года (с 65,4 до 68,8 года). Программы по снижению младенческой смертности с 2012 по 2019 гг.

привели к ее сокращению на 40% (с 8,2 до 4,9 умерших на 1 тыс. рожденных живыми).

Предложения. Сегодня, в ситуации продолжения падения реальных доходов населения (по прогнозам на 5% по итогам 2020 г.

Читайте также:  Как реология меняет современные подходы к волюметрической коррекции?

), для удовлетворения острейших запросов населения на увеличение доступности бесплатной медицинской помощи и медицинских работников на исправление своего положения в системе здравоохранения необходимо незамедлительно реализовать следующие меры:

По повышению эффективности управления и финансированию:

  1. централизация управления российской системой здравоохранения во главе с Минздравом России;
  2. переход на бюджетную модель финансирования и сметный способ оплаты медицинских организаций;
  3. ликвидация противоречий в нормативной базе, устранение излишних требований и внедрение системы управления качеством медицинской помощи, основанной на международных критериях;
  4. увеличение государственного финансирования здравоохранения до 5,5% ВВП к 2024 г.

По восстановлению кадрового потенциала и развитию медицинской науки:

  1. восстановление кадрового потенциала отрасли до нормативов и установление оплаты труда и льгот для медицинских работников, аналогичных установленным для военнослужащих (минимальный базовый оклад для врачей — 4 МРОТ, а средних медицинских работников – 2 МРОТ);
  2. доведение качества высшего и среднего медицинского образования до стандартов развитых стран;
  3. доведение финансирования медицинской науки до 0,12% ВВП и разработка системы управления финансированием НИРОКР для реализации долгосрочных государственных приоритетов.

По обновлению инфраструктуры медицинских организаций и развитию государственно-частного партнерства:

  1. восстановление инфраструктуры медицинских организаций в соответствии с установленными нормативами, разработка нормативной базы, предусматривающей своевременное обновление их основных фондов;
  2. создание нормативной базы по участию частных медицинских организаций в программе государственных гарантий на долгосрочной основе.

По созданию системы всеобщего лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях и реализации дополнительных целевых программ:

  1. внедрение к 2024 г. для всех граждан страны программы бесплатного лекарственного обеспечения в амбулаторных условиях;
  2. разработка и реализация дополнительных целевых программ по приоритетным направлениям: борьба с инфекционными заболеваниями; охрана психического здоровья граждан; школьная медицина; медицина труда; охрана репродуктивного здоровья граждан.

По комплексной охране здоровья граждан:

  1. разработка и реализация комплексной межведомственной программы по охране здоровья граждан на уровне Правительства РФ.

Реализация этих первоочередных мер приведет к увеличению доступности бесплатной медицинской помощи для населения и ее выравниванию для граждан, проживающих в разных регионах страны, поднимет престиж медицинских работников и уважение к ним в обществе, даст стимул для развития отечественных производителей медицинской и фармацевтической продукции, а также в целом поможет оживлению экономики страны. Все это напрямую будет содействовать достижению национальных целей: увеличению ОПЖ до 78 лет к 2030 г., положительной динамике рождаемости и, главное, поддержанию социальной стабильности и благополучия граждан в нашей стране.

Скачать проект реформы

«Здравоохранение России. Что надо делать» 3-е издание

Принят закон об упрощении процедур лицензирования в России

В прошлом году Государственная Дума приняла два закона о «регуляторной гильотине». Новые нормы были призваны устранить недостатки действующей системы: несистемность и пробелы в регулировании.

Изменения, принятые ГД в среду, 26 мая, вносятся в федеральные законы,
в соответствии с которыми осуществляются разные виды федерального
и регионального государственного контроля и надзора, а также
муниципального контроля. 

«Новыми редакциями статей для каждого вида контроля
устанавливается его наименование с указанием отнесения к федеральному
государственному контролю (надзору), региональному государственному контролю
(надзору), муниципальному контролю. По каждому из видов контроля
устанавливается его предмет — как совокупность обязательных требований,
частью которых могут быть лицензионные требования», — говорится в пояснительной записке.

Также упрощается процедура лицензирования. Так, вместо внеплановой проверки соискателя лицензии будет проводиться оценка соответствия лицензионным
требованиям, проводимая в качестве государственной услуги. Кроме того,
закон устанавливает процедуру периодического подтверждения
соответствия лицензиата лицензионным требованиям с исключением проведения
в этом случае плановых проверок. 

Помимо этого, предусматривается ведение реестра лицензий и переход на предоставление из него исключительно бесплатных электронных выписок.

Кроме того, согласно закону, в системе
образования будет проводиться мониторинг для систематического наблюдения
за тем, как образовательные организации соблюдают аккредитационные
показатели.

Субъекты электроэнергетики будут обязаны обеспечивать готовность к работе и достигать определенных значений показателей риска нарушения их работы. Речь идет в том числе
о подготовке к отопительному сезону. 

Председатель
ГД Вячеслав Володин в ходе обсуждения закона отметил работу Правительства и профильных комитетов, которые искали законодательные решения в этом вопросе.

«Работа
проделана очень большая. Когда мы сейчас говорим об итогах, о найденных решениях,
правильно было бы высказать слова благодарности Правительству и конкретно
руководителю Аппарата Правительства Григоренко Дмитрию Юрьевичу. Потому что нам есть с чем
сравнивать. Работать
стало лучше. Нас больше слышат», — сказал Вячеслав Володин.

«Мы
могли взять и утратить контроль на муниципальном уровне, особенно в части
вопросов жилищной политики. Но и нас услышали, и мы отстояли решения. В итоге
принимается закон, который ждут люди», — заключил Председатель ГД. 

Нацпроект «Здравоохранение». Что будет со здоровьем россиян в 2024 году? — Регионы России

С января 2019 года в России началась реализация национального проекта «Здравоохранение».

Основная миссия – увеличение продолжительности жизни населения до 78 лет к 2024 году. Планируемый объем финансирования – порядка 1,5 трлн рублей в ближайшие шесть лет.

Откуда и куда движется наша медицина?

Состояние здравоохранения вызывает усиливающуюся тревогу в российском обществе. По данным соцопроса ВЦИОМ, деградацию отечественной медицины россияне считают одной из трех наиболее острых проблем страны (после низкого качества жизни и слабой экономики).  Граждане ждут от государства большего сосредоточения сил в первую очередь именно в здравоохранении.

Тем не менее, доля государственных расходов на здравоохранение на душу населения в России в 3,2 раза меньше, чем в западноевропейских странах.

Каковы основные проблемы российской системы здравоохранения?

  • плохое оснащение и неэффективное использование дорогостоящего оборудования в больницах;
  • неэффективное использование финансовых ресурсов, связанное с  несовершенством системы обязательного медицинского страхования (ОМС);
  • ограниченные гарантии государственной бесплатной медицинской помощи;
  • длительные сроки ожидания, низкая квалификация врачей.

По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия занимает 110-е место в мире, а разрыв со странами ЕС (80,9 года в 2014 г.) составляет 10,5 года. Особенно тревожна ситуация со смертностью мужчин в трудоспособном возрасте. В последние 16 лет неуклонно растет заболеваемость населения.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), показатель вероятности умереть для мужчин в возрасте от 15 до 60 лет в России почти в 2 раза превышает среднеевропейский показатель (325 и 168 на 1000 чел. соответственно, в 2015 г.). Лишь в 18 африканских странах и Сирии этот показатель выше, чем в России.

В 2005 году стартовал приоритетный национальный проект «Здоровье» – программа по повышению качества медицинской помощи. На ее реализацию в 2009-2012 годах было потрачено более 600 млрд рублей. По ее итогам 2009 года средняя продолжительность жизни в России увеличилась с 65,4 года до 69 лет.

По отчетам чиновников, удалось добиться снижения показателей материнской и младенческой смертности.

В регионах построены 14 федеральных центров высоких медицинских технологий (по профилям «сердечно-сосудистая хирургия», «травматология, ортопедия и эндопротезирование», «нейрохирургия»).

Число больных, получивших высокотехнологическую медицинскую помощь, возросло за период с 2005 по 2015 г. в 13,7 раза (с 60 тыс. до 823,3 тыс. чел.).

Однако, по мнению критиков, «впрыск» финансовых ресурсов в систему здравоохранения не дал ожидаемого эффекта: на поставленном оборудовании оказалось некому работать, а расходные материалы быстро закончились.

Несмотря на то, достигнутые улучшения, по большинству показателей состояние здоровья населения остается неудовлетворительным, мы отстаем от развитых стран.

В 2010 году был принят закон об обязательном медицинском страховании, началась «оптимизация» здравоохранения. Реформа имела целью в оптимизацию расходов за счет закрытия неэффективных больниц и расширения использования высокотехнологичных медучреждений и в результате привела к массовому закрытию больниц и падению качества медицинской помощи в России.

Так, по данным экспертов Центра экономических и политических реформ (ЦЭПР) в 2000–2015 годах количество больниц в России сократилось в два раза, с 10,7 тыс. до 5,4 тыс., а количество больничных коек – в среднем на 27,5% (в сельской местности – почти на 40%).

Счетная палата РФ пришла к выводу, что «оптимизация» привела к снижению доступности медицинской помощи: за 2000–2015 годы увеличилась заболеваемость населения: осложнения при беременности и родах увеличились на 39,1%, выявленные новообразования – на 35,7%, заболевания системы кровообращения – на 82,5%.

Что предусматривает новый нацпроект?

В него включены 8 направлений развития здравоохранения:

  • совершенствование оказания первичной медицинской помощи,
  • помощи при сердечно-сосудистых и онкологических заболеваниях,
  • развитие медицинской помощи детям,
  • подготовку специалистов-медиков,
  • цифровизация здравоохранения,
  • развитие национальных медицинских центров и медицинского туризма.
Читайте также:  33 летние косметические проблемы

Возвращение медиков в село

В последние годы россияне жалуются на снижение доступности медицины: достойная и квалифицированная медицина осталась только в мегаполисах.

Особенно остро эта проблема стоит с получением первичной медицинской помощи в сельской местности  и труднодоступных районах. Более 20 тысяч населенных пунктов не имеют возможности получить срочную медицинскую помощь.

Бюджет финансирует Минздрав по минимуму: только капремонты и строительство с закупкой оборудования.

В нацпроекте «Здравоохранение» на 2019-2024 гг. запланировано строительство более 360 новых объектов и обновление более 1,2 тыс.

объектов сельского здравоохранения – фельдшерско-акушерские пункты (ФАПы), врачебные сельские амбулатории, а также закупка мобильных медицинских комплексов для населённых пунктов, где проживают менее 100 человек.

В итоге жители небольших населённых пунктов смогут получить медпомощь по месту жительства, без  поездок в районные поликлиники. 

Будут оборудованы 80 вертолетных площадок для развития санитарной авиации на случай экстренных госпитализаций.

Ранее в целях повышения доступности медицинской помощи сельскому населению и повышения укомплектованности медицинских организаций, расположенных в сельской местности, с 2012 г. осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам по программе «Земский доктор».

Раку и инфарктам – бой!

Основная борьба на медицинском фронте развернется с онкологическими и сердечно-сосудистыми заболеваниями. В рамках нацпроекта получит развитие инфраструктура –будут созданы новые и модернизированы имеющиеся сердечно-сосудистые и онкологические центры.

Самые большие ассигнования направлены на борьбу с онкологическими заболеваниями.

До 2024 года в нацпроекте предусмотрено строительство двух онкологических диспансеров, в Томской и Костромской областях, а также строительство пяти онкологических корпусов в Мордовии, Хакасии, Башкортостане, Волгоградской и Липецкой областях.

Запланировано переоснащение не менее 140 региональных сосудистых центров и 469 первичных сосудистых отделений, включая оборудование для ранней медицинской реабилитации.

Часть первичных сосудистых отделений будут дооснащены оборудованием для рентген-эндоваскулярных вмешательств.

Регионы планируют закупить 223 магнитно-резонансных томографа, 495 компьютерных томографов и 278 ангиографических систем.

Профилактика лучше лечения

Ранее государство в рамках «оптимизации» осуществило маневр по перемещению значительных объемов медицинской помощи из стационарного в амбулаторный сектор.

Так, с 2019 года в России вступил в силу новый порядок профосмотров и диспансеризации. Согласно новому порядку, каждый россиянин в возрасте от 18 лет может ежегодно пройти бесплатный профилактический осмотр. Россияне в возрасте от 12 до 40 могут пройти полное комплексное обследование в рамках диспансеризации раз в три года.

Сегодня система отечественного здравоохранение переходит на платную основу: финансирование отрасли бюджет постепенно будет уменьшаться, граждане будут сами платить за большинство медицинских услуг из своего кошелька. Минздрав фактически закрепляет ответственность пациентов за свое здоровье.

«Человек сам максимально влияет на своё здоровье, задача современного здравоохранения и медицины достроить систему информирования населения, формирования мотивации на следование здоровому образу жизни»,

– заявила министр здравоохранения Вероника Скворцова

Также государство планирует стимулировать ведения гражданами здорового образа жизни (ЗОЖ). В правительстве также рассчитывают, что в 2024 году 55% граждан России будут систематически заниматься физкультурой и спортом.

По сути,  нацпроект планирует сместить акценты в здравоохранении: с лечения заболеваний на профилактику.  Больницы и врачи будут больше заниматься диспансерным наблюдением и профилактическими осмотрами. Целевой показатель охвата профилактическими медосмотрами – не менее 90% населения РФ к 2024 году.

Люди с хроническими заболеваниями или получат паспорта здоровья – персональные рекомендации.

Корпорации укрепляют трудовое здоровье

Как отмечают эксперты в отрасли здравоохранения, реализация нацпроекта не означает, что государство взяло курс на исключение медицинской помощи из списка государственных гарантий.

Так, например, по оценке вице-премьера Татьяны Голиковой, в 2018 году дефицит территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи составляет 65,9 млрд рублей.

Определенные изменения произойдут в этой связи и в структуре здравоохранения. По итогам 2016 г. на частные клиники приходилось только 1,1% расходов ОМС. Тем не менее, рынок российской частной медицины ежегодно в среднем растет на 5,9%.

Все больше коммерческих клиник и центров участвуют в программе ОМС, чтобы увеличить прибыль в непростых условиях. Сегодня году доля частных клиник в системе ОМС достигает 30%.

Наиболее крупные сегменты  платной медицины в России – стоматология, диагностика, гинекология и урология.

Смежный нацпроект,  «Демография», предусматривает программу формирования системы мотивации граждан к здоровому образу жизни, включая здоровое питание и отказ от вредных привычек.

Реализация корпоративных программ укрепления здоровья способствует снижению количества страховых случаев, связанных с профессиональной заболеваемостью. Корпоративное ДМС помимо прочего позволяет бизнесу за счет поддержанию здоровья сотрудников добиться большей эффективности.

Компании и предприятия, на которых внедрены корпоративные программы по дополнительному медицинскому страхованию и укреплению здоровья работников,  получат дополнительные налоговые льготы.

Согласно опросу, проведенному компанией Kelly Services, 67% россиян считают ДМС самым важным фактором для работника после зарплаты.

Новые кадры

Одной из прямых задач нацпроекта является закрытие кадрового дефицита в системе здравоохранения. По оценкам Минздрава, дефицит врачей в России на сегодняшний день составляет 27 тыс.

человек, среднего медицинского персонала – более 133 тыс человек.

Проект проходит параллельно с аккредитацией медперсонала и должен охватить непрерывным дистанционным обучением не менее 1,88 млн врачей и медсестер.

Более 600 тыс. специалистов повысят благодаря нацпроекту свою квалификацию в рамках непрерывного медицинского образования с использованием интерактивных образовательных модулей посредством портала непрерывного медицинского образования (edu.rosminzdrav.ru).

Цифровая медицина

С 2011 года в стране создается Единая государственная информационная система в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ).

Цифровизация здравоохранения предполагает полное подключение к интернету больниц, переход на электронный  документооборот (электронных медкарт и рецепты), дистанционные медицинские консультации.

Информационные технологии в сфере здравоохранения помогают пациентам упростить процедуру и сократить сроки получения медицинской помощи. К 2024 году в больницах для медиков будут созданы более 820 тысяч автоматизированных рабочих мест.

По экспертным оценкам, введение дистанционных технологий может снизить уровень госпитализации и расходов на нее на 40%. Дистанционный мониторинг состояния здоровья хронических больных.

В итоге может дать ощутимый толчок развитию коммерческих телемедицинских сервисов и сервисов получения второго врачебного мнения.

Как отметила вице-премьер Татьяна Голикова, сегодня в 53 регионах страны внедрены телемедицинские технологии. 37 тысяч пациентов находятся на дистанционном наблюдении с применением телемедицинских технологий. 175 тысяч врачей ведут медицинскую документацию в электронном виде.

В апреле 2019 года при Минздраве создан центр компетенций цифровой трансформации системы для отбора лучших практик, которые потом смогут у себя реализовывать регионы.  В процессе формирования – «Портфель технических решений и проектов цифрового здравоохранения» и «Совет разработчиков и интеграторов цифрового здравоохранения».

Нацпроект: ресурсы без реформы?

Глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, выступая на правительственной комиссии по региональному развитию, признала, что  нацпроект «Здравоохранение»,  не решит все проблемы отрасли.

По оценке академика РАН, доктора медицинских наук Валерия Пузырева, износ оборудования в российских клиниках из-за недофинансирования составляет 78%, заявил он на общем собрании сибирского отделения российской академии наук (РАН).

В аналитическом докладе «Здравоохранение: современное состояние и возможные сценарии развития» (Москва, 2017 г.) эксперты НИУ ВШЭ увидели 4 возможных сценариев для развития отечественного здравоохранения до 2025 г.: «инерционный», «жесткие реформы», «только ресурсы без реформ», «реформы плюс ресурсы».

Нацпроект «Здравоохранение» более всего напоминает  вариант «ресурсы без реформ»: при увеличении финансирования на отдельных приоритетных участках вопрос о реформе страховой медицины не ставится как таковой.

В то же время по оценкам экспертов, основная проблема медицины в России – неэффективность действующей системы ОМС, поскольку тарифы не покрывают реальных затрат на оказание медицинской помощи.

«Однако вследствие незначительных институциональных изменений клинико-экономическая эффективность использования ресурсов системы здравоохранения будет оставаться низкой. Мотивация участников государственной системы здравоохранения к увеличению ее эффективности будет по-прежнему слабой.

Здравоохранение будет сохранять затратный характер и продолжать выступать социальной нагрузкой на экономику.

Запросы части населения на получение медицинской помощи в соответствии с новейшими технологиями будут в основном удовлетворяться в форме оказания платных медицинских услуг за счет пациентов», 

– описывают этот сценарий эксперты НИИ ВШЭ.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *