Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Косметолог как специалист, работающий с различными препаратами и оборудованием, обязательно должен знать правила поведения в непредвиденных ситуациях, угрожающих здоровью и жизни.

Косметологические процедуры не всегда проходят гладко: неожиданная аллергическая реакция на введенный или нанесенный наружно препарат, подъем/падение артериального давления или потеря сознания – в таких ситуациях практикующие косметологи часто теряются, четко не зная правил и оказания неотложной помощи при подобных ситуациях.

Заботясь о безопасности пациентов на приеме у косметологов, в рамках Всеукраинской программы развития отрасли косметологии в Украине,  компания «Эмет» организовала практический семинар «Cosmetology S.O.S. – неотложные состояния в косметологии. Теория и практика». Семинар состоялся 15 июня в г. Днепр.

Неотложные состояния в косметологии: когда и почему возникают

В рамках программы семинара участники тренинга получили ценную информацию о диагностике неотложных состояний и оказании первой помощи в кабинете косметолога; имели возможность отработать практические навыки на манекенах; узнали, какие составляющие должны обязательно присутствовать в аптечке косметолога и какие лекарственные средства используются для оказания неотложной помощи.

Каждый косметолог должен понимать, что даже организм здорового человека может отреагировать на определенный препарат, аппаратное воздействие, косметическое средство и даже резкое изменение положения тела довольно неожиданным образом.

Правильный сбор анамнеза и неуклонное соблюдение пациентом рекомендаций по подготовке к процедуре минимизируют риск опасных ситуаций, но, к сожалению, не исключают его полностью. Поэтому предсказать, как поведет себя организм пациента, не под силу даже опытному специалисту.

Умение правильно отреагировать на возникшее неотложное состояние в кабинете косметолога поможет спасти жизнь пациента в критической ситуации.

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Самыми частыми неотложными состояниями в косметологии являются аллергические реакции, подъем/падение артериального давления, нарушение или потеря сознания.

Вызов скорой помощи при возникновении неотложных состояний обязателен!

Чтобы оценить обстановку и обеспечить условия для оказания неотложной помощи и правильно оказать ее, практикующий косметолог должен уметь:

  • определять и предупреждать наличие угрожающих факторов для жизни и здоровья (собственных и пациента);
  • своевременно устранять такие угрожающие факторы;
  • оценивать состояние органов и систем пациента согласно международным стандартам;
  • проводить сердечно-легочную реанимацию (непрямой массаж сердца, искусственное дыхание);
  • оказывать первую неотложную помощь согласно протоколов МОЗ Украины и т.д.

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Для получения всех вышеуказанных навыков ознакомления с теорией оказания неотложной помощи недостаточно.

Именно поэтому практические курсы и семинары, в ходе которых опытные врачи и тренера международных центров оказания неотложной помощи делятся своими знаниями и опытом, представляют огромную ценность для косметологов, которые действительно заботятся не только о красоте, но и о безопасности своих пациентов.

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Поделитесь:

Электронный научный журнал Современные проблемы науки и образования ISSN 2070-7428 "Перечень" ВАК ИФ РИНЦ = 0,931

1
Юдаева Ю.А. 1
1 ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный медицинский университет» Минздрава России
Заботясь о безопасности пациентов на приеме у косметолога, в рамках рабочей программы повышения квалификации по специальности «Косметология» проводится симуляционный курс «Неотложная помощь» в объеме 36 часов на базе обучающего симуляционного центра ОрГМУ.

Цель данного симуляционного курса — повышение качества подготовки врачей-косметологов по оказанию помощи пациентам в критических и терминальных состояниях с учетом правовых и профессиональных аспектов. Симуляционный тренинг является идеальной формой приобретения и закрепления нетехнических навыков.

Симуляционный курс «Неотложная помощь» способствует приобретению необходимых практических умений и теоретических знаний без вреда для здоровья человека в условиях реалистичного моделирования, дает уверенность в собственных силах, закрепляет навыки работы в команде в случае развития ургентной ситуации.

1. Александрова О.Ю., Рамненок Т.В.

Экстренная и неотложная медицинская помощь: проблемы разграничения понятий и реализации норм закона // Правовые вопросы в здравоохранении. – 2015. – № 3. – URL: // http://fsmj.ru/015202.html (дата обращения: 21.02.2017).
2. Блохин Б.М., Гаврютина И.В., Овчаренко Е.Ю. Симуляционное обучение навыкам работе в команде // Виртуальные технологии в медицине. – 2012. – № 1. – С. 18–20. 3. Габа Д. М., Фиш К.Дж., Хауард С.К. Критические ситуации в анестезиологии / пер. с англ. – М. : Медицина, 2000. – 440 с.
4. Пасечник И.Н., Блашенцева С.А., Скобелев Е.И. Симуляционные технологии в анестезиологии и реаниматологии: первые итоги // Виртуальные технологии в медицине. – 2013. – № 2. – С. 16–21. 5. Пасечник И.Н., Скобелев Е.И., Алексеев И.Ф. и др. Роль современных симуляционных технологий в подготовке анестезиологов-реаниматологов с учетом пропедевтики и физиологических особенностей роботов-симуляторов // Тезисы докладов I Всероссийской конференции по симуляционному обучению в медицине критических состояний с международным участием. – М., 2012. – С. 73–77.
6. Свистунов А.А., Шубина Л.Б., Грибков Д.М. и др. Тьютеры: вариант решения кадровых проблем симуляционных центров // Виртуальные технологии в медицине. – 2014. – № 1. – С. 14–23. 7. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Статья 32. Медицинская помощь. — URL: // http://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения: 21.02.2017).
8. Burden A.R., Torjman M.C., Dy G.E. et al. Prevention of central venous catheterrelated blood stream infections is it time to add simulation training to the prevention bundle? // J. Clin. Anesthesiol. – 2012. – Vol. 24. – P. 555–560.
9. Cooper J.B., Taqueti V.R. A brief history of the development of mannequin simulators for clinical education and training // Postgrad. Med. J. – 2008. – Vol. 84. – P. 563–570.
10. Hallikainen H., Väisänen O., Randell T. et al. Teaching anaesthesia induction to medical students: comparison between full-scale simulation and supervised teaching in the operating theatre // Eur. J. Anaesth. – 2009. – Vol. 26. – P. 101–104. 11. Holcomb J.B., Dumire R.D., Crommett J.W. et al. Evaluation of trauma team performance using an advanced human patient simulator for resuscitation training // J. Trauma. – 2002. – Vol. 52. – P. 1078–1085. 12. Mai W.Y., Brindle M.E., Ronksley P.E. Use of simulation-based education to improve ouycomes of central venous catheterization: a systematic review and meta-analysis // Academic Medicine. – 2011. – Vol. 86. – P. 1137–1147.
13. Savoldelli G., Naik V. N., Park J. et al. Value of debriefing during simulated crisis management: oral versus video-assisted oral feedback // Aneshesiology. – 2006. – Vol. 105. – P. 279–285.

В современной косметологической практике возникновение неотложных состояний достаточно редкое явление. Связано это с ярко выраженной спецификой работы врача–косметолога, к которому приходят практически здоровые люди. Несмотря на это, каждый практикующий косметолог может привести пример из своей практики, когда косметологическая процедура пошла не по сценарию. Выполняя инвазивные манипуляции, используя медицинскую аппаратуру, в своей профессиональной деятельности врач-косметолог может столкнуться с аллергическими реакциями, высокой лабильностью артериального давления, электротравмой и т.д.

Каждый врач должен уметь распознать наиболее часто встречающиеся неотложные состояния и уметь оказать первую помощь.

Однако исследования последних лет показали, что подавляющее большинство врачей узких специальностей, не имеющие опыта работы в отделениях реанимации и интенсивной терапии, зачастую не способны оказать помощь пациенту в случае возникновения ургентной ситуации.

Положение усугубляется стрессом, поэтому иногда единственным действием сотрудников косметологической клиники может быть вызов скорой помощи.

К сожалению, опыт последних лет показывает, что ситуации, когда бригада скорой помощи опаздывает или не приезжает на вызов, а диспетчер направляет пострадавшего в поликлинику для оказания ему неотложной медицинской помощи, часто заканчиваются причинением вреда жизни и здоровью человека [1] и, что логично, предъявлением судебных исков причинителю вреда – косметологической клинике.

Заботясь о безопасности пациентов на приеме у косметолога, в рамках рабочей программы повышения квалификации врача по специальности «Косметология» проводится симуляционный курс «Неотложная помощь» в объеме 36 часов на базе обучающего симуляционного центра Оренбургского государственного медицинского университета.

Начинается обучение с анонимного анкетирования/тестирования, которое позволяет определить исходный уровень знаний и умений в области оказания экстренной и неотложной помощи. Результаты анкетирования показывают, что чем больше стаж работы косметолога, тем хуже теоретическая база и еще слабее практическая составляющая в области оказания экстренной помощи.

В соответствии со ст. 32 Закона об охране здоровья медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

  • Экстренная медицинская помощь – помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях или состояниях, представляющих угрозу жизни пациента.
  • Неотложная медицинская помощь – помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях или состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента [7].

Цель данного симуляционного курса — повышение качества подготовки врачей-косметологов по оказанию помощи пациентам в критических и терминальных состояниях с учетом правовых и профессиональных аспектов.

По окончании курса курсант должен знать:

  • Синдромы/состояния, требующие экстренной медицинской помощи (синдром острой дыхательной, сердечно-сосудистой недостаточности, гипертонический криз, нарушения ритма сердца, острые аллергические заболевания, судорожный синдром, болевой синдром, синдром повреждения, клиническая смерть).
  • Алгоритм действия при выполнении первой помощи.
  • Стандарты/протоколы оказания экстренной и неотложной помощи.
  • Фармакологическое действие лекарственных средств, используемых при оказании экстренной помощи в ургентной ситуации, побочные эффекты этих препаратов и их профилактика.
Читайте также:  Международная Премия «Perfect SPA» - 2013

Курсант должен уметь:

  • Оценить витальные функции для оценки тяжести состояния больного.
  • Диагностировать неотложное состояние на раннем этапе.
  • Определить объем и последовательность неотложных мероприятий.
  • Парентерально вводить лекарственные препараты с учетом их фармакокинетических и фармакодинамических свойств.
  • Оказать экстренную помощь с учетом формы неотложного состояния, возрастных особенностей, сопутствующей патологии.

Курсант должен приобрести навыки:

  • ранней диагностики угрожающих жизни состояний;
  • оценки степени тяжести состояния пострадавшего;
  • оказания неотложной помощи с использованием подручных и стандартных средств, соблюдения правила собственной безопасности;
  • выполнения сердечно-легочной реанимации методом «рот в рот», «рот в нос» и мешком Амбу;
  • проведения дефибрилляции с использованием автоматического наружного дефибриллятора.

Умение медицинского персонала правильно отреагировать на возникшее неотложное состояние в кабинете косметолога поможет спасти жизнь пациента в критической ситуации, поэтому столь важно развивать не только профессиональные (технические навыки), но и нетехнические навыки, связанные с человеческим фактором.

Термин «нетехнические навыки» был заимствован из авиации, хотя корни его уходят в область теории управления рисками [2].

Человеческая ошибка стала предметом обширных исследований по всему миру, а нетехнические навыки в анестезиологии и реаниматологии стали рабочим инструментом во многих клинических ситуациях [3].

Симуляционный тренинг является идеальной формой приобретения и закрепления нетехнических навыков. Последние научные данные доказательной медицины выявили прямую зависимость выживаемости пациентов от качества проводимых мероприятий, и обучение на тренажерах и манекенах с обратной компьютерной связью является важным моментом в освоении навыков неотложной помощи [10-12]. 

  • В ходе тренинга выделяют два этапа (метода): информирование курсанта/студента и выполнение им задания. Принципиальное преимущество симуляционного тренинга перед традиционным практическим занятием заключается в нескольких моментах:
  • 1) развитие способности к самообучению;
  • 2) формирование определенных видов деятельности;
  • 3) развитие коммуникативных навыков, эффективных форм общения в процессе этой деятельности.
  • Для реализации поставленных задач в ходе симуляционного тренинга должны быть выполнены три условия:
  • 1) многократное самостоятельное выполнение курсантом профессиональной задачи;
  • 2) обязательный контроль деятельности курсанта экспертом/тренером (повышается личная ответственность слушателя за результат обучения);
  • 3) анализ результатов собственной деятельности, методов решения поставленных задач в процессе дебрифинга.

Симуляционное обучение (симуляция – от лат. Simulatio – «притворство») это ложное изображение болезни или отдельных ее симптомов, при котором обучаемый действует в имитированной обстановке и знает об этом [4-6; 8; 13].

Преимуществом симуляционных технологий является тот факт, что обучающийся получает уникальную возможность отработать редкие для его профессиональной деятельности виды практических навыков без ущерба для здоровья пациента; выполнить необходимое именно ему количество повторов; получить навыки работы в команде.

Данный симуляционный курс состоит из двух разделов: теоретическая часть, базирующаяся на повторении фрагментов фундаментальных дисциплин (на лекционный материал отводится не более 25% учебного времени), практическая часть – работа в симуляционном центре ОрГМУ на симуляторах, роботах-пациентах (75% учебного времени) [9]. Программа симуляционного курса делится на учебные тренинги/модули, каждый из которых ориентирован на определенный результат.

  1. Каждый симуляционный модуль в обязательном порядке состоит из следующих трех частей:
  2. 1) брифинг-инструктаж;
  3. 2) непосредственное выполнение учебного задания;
  4. 3) дебрифинг, обсуждение выполнения.

Первый этап (мотивационно-целевой) очень важен для качественного проведения тренинга. Преподаватель сообщает тему тренинга, обосновывает важность формирования навыка, определяет цели и задачи тренинга.

Преподаватель знакомит слушателей с порядком и способом проведения тренинга, формой оценивания результатов освоения навыка, информирует о видеорегистрации занятия.

Особое внимание при проведении брифинга необходимо уделить симуляционному оборудованию, особенно если в тренинге используется сложное оборудование (например, робот — симулятор пациента). В рамках данного тренинга используется робот-симулятор «АйСТЭН».

Этот симулятор пациента выполнен максимально реалистично, полностью повторяет строение человека, имитирует дыхательную и сердечную деятельность, цианоз, дает возможность интерактивного общения с «пациентом».

Главным достоинством симулятора является его способность имитировать физиологические реакции человека на действия медицинского персонала (введение лекарственных препаратов, дефибрилляция и др.). Не стоит экономить время на знакомстве курсантов с устройством и правилами эксплуатации симуляторов и тренажеров. Обучающийся должен свободно ориентироваться в окружающей обстановке и медицинской аппаратуре, чтобы не тратить на это время в период сценария.

На втором этапе тренинга проигрывается клинический сценарий. Перед созданием сценария необходимо четко определить учебную задачу (цель), которая должна быть приближена к профессиональной деятельности обучающегося контингента. Далее определяем длительность сценария, количество этапов и варианты исхода.

В исходной части сценария курсантам должны быть представлены вводные данные:

  • пол, возраст, рост, масса тела, профессия, аллергоанамнез, сопутствующая патология пациента;
  • подробное описание места происшествия и условий (например, кабинет косметолога, посетителю стало плохо в холле и т.д.);
  • участники сценария (врач-косметолог, медсестра, регистратор, клиент и т.д.).

Наполнение этапов зависит от клинической ситуации и цели тренинга. Задаются параметры витальных функций и их динамика, в зависимости от действий студентов прописывается несколько вариантов развития событий внутри сценария, последовательность действий для оператора.

В ходе симуляционного тренинга допускается негативный исход, что тоже может быть мотивирующим моментом в процессе обучения.

При разработке клинических сценариев нами были взяты за основу рекомендации национальных и местных протоколов, а также международные рекомендации по ведению определенных состояний, которые базируются на принципах доказательной медицины.

Задача врачей-курсантов — правильно использовать имеющиеся медицинские знания и навыки в процессе симуляции. Этапы симуляции:

  1. запуск видеозаписи для протоколирования процесса обучения;
  2. запуск тематического клинического сценария, последовательная смена состояний симулятора пациента в соответствии с действиями курсанта;
  3. оформление протокола симуляции.

Члены группы должны быть уверены в соблюдении конфиденциальности содержания симуляции. Необходимо курсантам дать гарантию того, что все, что будет сказано или сделано ими, не выйдет за пределы центра. Это дает состояние психологической безопасности, позволяет участникам симуляции отбросить стеснение, страх перед совершением ошибки и полностью погрузиться в процесс обучения.

В процессе симуляции курсанты наблюдают динамику развития болезни и реакцию робота на их действия.

Реалистичность сценария во многом зависит от действий преподавателя/технического сотрудника, который должен своевременно с помощью компьютера менять физиологические состояния «пациента» в соответствии с поставленными задачами, желательно дистанционно.

Опыт показывает, что присутствие преподавателя в учебном помещении мешает полному погружению обучающегося в клиническую ситуацию, иногда приводит к «выпадению» его из симуляции. Как только конечная цель тренинга (навык) достигнута, симуляция заканчивается.

Последний этап тренинга – дебрифинг. В начале дебрифинга полезно дать высказаться участникам симуляции, поделиться своими впечатлениями о «травмирующем событии». Это позволяет «выпустить пар» курсантам, а преподавателю измерить интенсивность стресса.

Только после этого наступает самая важная часть дебрифинга, в процессе которой курсанты анализируют свои действия, оценивают качество медицинской помощи, отклонения от актуальных алгоритмов, определяют для себя целесообразность данной практики. Атмосфера должна быть свободной и позитивной.

Все участники должны принимать активное участие в дебрифинге, отвечать на вопросы преподавателя, комментируя свои действия, рассказывая о трудностях, которые возникли в процессе сценария.

В ходе дебрифинга не рекомендуется прямо указывать курсанту на совершенные ошибки, это не трибунал, не стоит задавать вопросы, на которые можно получить однозначный ответ «да» или «нет», это заводит обсуждение в тупик.

Заключение

Международные исследования показывают, что практические навыки теряются довольно быстро, причем значительно быстрее, чем теоретическая подготовка.

Включение симуляционного курса «Неотложная помощь» в программу повышения квалификации врачей по специальности «Косметология» способствует формированию необходимых практических и теоретических знаний без вреда для здоровья человека в условиях реалистичного моделирования, дает уверенность в собственных силах, закрепляет навыки работы в команде.

По окончании курса проводится анкетирование, анализ которого показывает огромный интерес врачей-косметологов к данному разделу медицины и важность проводимого обучения.

Библиографическая ссылка

Юдаева Ю.А. СИМУЛЯЦИОННЫЙ КУРС «НЕОТЛОЖНАЯ ПОМОЩЬ» В ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧА-КОСМЕТОЛОГА // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26257 (дата обращения: 29.05.2021).

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Особенности оказания первой помощи в России, обучение навыкам, регламентирующие документы

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Под первой помощью принято понимать набор действий и методик, которые применяются на месте происшествия при травмах и неотложных состояниях. Такой вид помощи оказывают лица без медицинского образования до прибытия бригады скорой медицинской помощи. Поэтому целью оказания первой помощи считается поддержание жизненно важных функций пострадавшего, а также предупреждение развития осложнений. Иными словами, это не лечение пострадавшего, а лишь поддержка организма в критичной ситуации.

Для граждан, оказавших первую помощь, действующим законодательством предусматривается поощрение. Правда, о такой возможности население практически не информировано.

Например, в случае ДТП за оказание первой помощи пострадавшему может выступать как смягчающее обстоятельство.

В данном случае оказание первой помощи не только снижает медицинские последствия травмы, но и работает в пользу самого причинителя вреда при дальнейшей юридической оценке последствий травмы.

Читайте также:  Реклама косметологических услуг в Интернете

Обучение навыкам первой помощи: текущие реалии и сложности

Необходимо также понимать, что у населения страны укоренилось мнение, что оказание первой помощи – это сложные медицинские мероприятия, которые может выполнять лишь профессионал, обладающий большим объемом специфических знаний и умений.

А получить подобные знания человеку без медицинского образования достаточно сложно. Но такая позиция не отражает реальной ситуации. Дело в том, что приказом Минздравсоцразвития России от 4 мая 2012 г.

№ 477н были утверждены два документа – Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, и Перечень мероприятий первой помощи, включающие в себя 8 состояний и 11 мероприятий.

Основной их идеей было показать, что каждый гражданин может освоить мероприятия первой помощи, поскольку они укладываются в простой, четкий и легко запоминаемый алгоритм действий. В этом случае большая проблема состоит в том, что квалифицированных преподавателей и инструкторов первой помощи недостаточно.

Согласно единственному существующему документу, обозначающему медицинских работников как преподавателей первой помощи, «Типовой инструкции № 22 по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях» (была утверждена Первым заместителем генерального директора Федерального дорожного департамента Минтранса РФ 11 марта 1993 г.

) преподавать навыки оказания первой могут врачи или средний медицинский персонал. При этом студентами медицинских вузов изучение правил сердечно-легочной реанимации проводится в рамках общего цикла анестезиологии и реаниматологии, принципы остановки кровотечения изучаются на кафедре общей хирургии, где и отрабатываются практические навыки.

А программы усовершенствования врачей (исключение составляют программы для врачей скорой медицинской помощи и реаниматологов) не содержат вопросов остановки наружного кровотечения и сердечно-легочной реанимации. Более того, врачи большинства специальностей в своей практической деятельности не сталкиваются со случаями, когда необходимо оказать первую помощь.

Важно отметить и тот факт, что медицинских работников не обучают принципам преподавательской деятельности.

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях

Большое влияние на принципы первой помощи оказывают и новые научные данные, устройства и методики для оказания помощи. Поэтому для врача крайне важно регулярно повышать уровень знаний в этом вопросе.

Кроме того, степень подготовленности и информированности медицинского специалиста влияет и на уровень подготовки граждан.

В связи с чем необходимо создать систему подготовки и переподготовки преподавателей и инструкторов первой помощи.

Другое распространенное мнение относительно изучение правил первой помощи заключается в том, что изучить все возможно лишь в теоретическом аспекте.

В этом отношении важно понимать, что только комплексный подход к обучению позволит овладеть необходимыми знаниями и навыками.

И этот принцип в полной мере подходит как специалистам с медицинским образованием, так и гражданам без медицинского образования.

Организационно-правовые аспекты оказания первой помощи

На сегодняшний день представлено большое количество нормативных документов, которые регламентируют порядок и правила оказания первой помощи. Можно выделить следующие входящие в перечень документы:

  • Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;

Виды, формы и условия оказания медицинской помощи

Согласно Московской областной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год, застрахованным, за счет обязательного медицинского страхования, предоставляются:

  • первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;
  • специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;
  • скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;
  • паллиативная медицинская помощь, оказываемая медицинскими организациями.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной формах.

Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием. Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами). Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь. Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники. Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащим в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, который приведен в приложении Программы государственных гарантий.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается медицинскими организациями государственной системы здравоохранения бесплатно. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий). Медицинская эвакуация осуществляется выездными бригадами скорой медицинской помощи с проведением во время транспортировки мероприятий по оказанию медицинской помощи, в том числе с применением медицинского оборудования.

Паллиативная медицинская помощь оказывается бесплатно в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях Правила оказания первой помощи – как должен действовать врач-косметолог в непредвиденных ситуациях Медицинская помощь оказывается в следующих формах:

  • экстренная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
  • неотложная — медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
  • плановая — медицинская помощь, оказываемая при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровья.

Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:

  • вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
  • амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
  • в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
  • стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).

Медицинская реабилитация осуществляется в медицинских организациях и включает в себя комплексное применение природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных и (или) компенсацию утраченных функций пораженного органа либо системы организма, поддержание функций организма в процессе завершения остро развившегося патологического процесса или обострения хронического патологического процесса в организме, а также на предупреждение, раннюю диагностику и коррекцию возможных нарушений функций поврежденных органов либо систем организма, предупреждение и снижение степени возможной инвалидности, улучшение качества жизни, сохранение работоспособности пациента и его социальную интеграцию в общество. Гражданин имеет право не реже одного раза в год на бесплатный профилактический медицинский осмотр, в том числе в рамках диспансеризации. Отдельные категории граждан имеют право:

  • на обеспечение лекарственными препаратами;
  • на профилактические медицинские осмотры и диспансеризацию — определенные группы взрослого населения (в возрасте 18 лет и старше), включающие работающих и неработающих граждан, обучающихся в образовательных организациях по очной форме;
  • на медицинские осмотры, в том числе профилактические медицинские осмотры, в связи с занятиями физической культурой и спортом — несовершеннолетние граждане;
  • на диспансеризацию — пребывающие в стационарных организациях дети-сироты и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в том числе усыновленные (удочеренные), принятые под опеку (попечительство) в приемную или патронатную семью;
  • на диспансерное наблюдение — граждане, страдающие социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, а также лица, страдающие хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами и иными состояниями;
  • на пренатальную (дородовую) диагностику нарушений развития ребенка — беременные женщины;
  • на неонатальный скрининг на 5 наследственных и врожденных заболеваний — новорожденные дети;
  • на аудиологический скрининг — новорожденные дети и дети первого года жизни.
Читайте также:  Лайм полезнее лимона?

Беременные женщины, обратившиеся в медицинские организации, оказывающие медицинскую помощь по профилю «акушерство и гинекология» в амбулаторных условиях, имеют право на получение правовой, психологической и медико-социальной помощи, в том числе по профилактике прерывания беременности.

С 2021 года дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках Программы, осуществляется дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) детям, страдающим тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе прогрессирующими редкими (орфанными) заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, в том числе не зарегистрированными в Российской Федерации, а также техническими средствами реабилитации, не включенными в федеральный перечень реабилитационных мероприятий и услуг, предоставляемых инвалиду.

Застрахованные лица имеют право на выбор врача, в том числе врача общей практики (семейного врача) и лечащего врача (с учетом согласия врача), а также на выбор медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Сроки оказания медицинской помощи:

  • оказание медицинской помощи в экстренной форме осуществляется безотлагательно;
  • сроки ожидания приема врачами-терапевтами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), врачами-педиатрами участковыми не должны превышать 24 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки ожидания оказания первичной медико-санитарной помощи в неотложной форме не должны превышать 2 часов с момента обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов (за исключением подозрения на онкологическое заболевание) не должны превышать 14  рабочих дней со дня обращения пациента в медицинскую организацию;
  • сроки проведения консультаций врачей-специалистов в случае подозрения на онкологические заболевание не должны превышать 3 рабочих дня;
  • сроки проведения диагностических инструментальных (рентгенографические исследования, включая маммографию, функциональная диагностика, ультразвуковые исследования) и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи, не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения исследований (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание);
  • сроки проведения компьютерной томографии (включая однофотонную эмиссионную компьютерную томографию), магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи (за исключением исследований при подозрении на онкологическое заболевание) не должны превышать 14 рабочих дней со дня назначения;
  • сроки проведения диагностических инструментальных и лабораторных исследований в случае подозрения на онкологические заболевания не должны превышать 7 рабочих дней со дня назначения исследований;
  • срок установления диспансерного наблюдения врача-онколога за пациентом с выявленным онкологическим заболеванием не должен превышать 3 рабочих дня с момента постановки диагноза онкологического заболевания;
  • сроки ожидания оказания специализированной (за исключением высокотехнологичной) медицинской помощи, в том числе для лиц, находящихся в стационарных организациях социального обслуживания, не должны превышать 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию, а для пациентов с онкологическими заболеваниями — 7 рабочих дней с момента гистологической верификации опухоли или с момента установления предварительного диагноза заболевания (состояния);
  • время доезда до пациента бригад скорой медицинской помощи при оказании скорой медицинской помощи в экстренной форме не должно превышать 20 минут с момента ее вызова. При этом время доезда бригад скорой медицинской помощи может быть обоснованно скорректировано с учетом транспортной доступности, плотности населения и географических особенностей территории.

При выявлении злокачественного новообразования лечащий врач направляет пациента в специализированную медицинскую организацию (специализированное структурное подразделение медицинской организации), имеющую лицензию на осуществление медицинской деятельности с указанием работ (услуг) по онкологии, для оказания специализированной медицинской помощи, в сроки, установленные настоящим разделом. В медицинских организациях, оказывающих специализированную медицинскую помощь в стационарных условиях, ведется лист ожидания специализированной медицинской помощи, оказываемой в плановой форме, и осуществляется информирование граждан в доступной форме, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет, о сроках ожидания оказания специализированной медицинской помощи с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных.

Общие правила оказания первой медицинской помощи

     Первая медицинская помощь – это комплекс медицинских мероприятий, выполненных на месте поражения преимущественно в порядке само и взаимопомощи, а также участниками аварийно–спасательных работ с использованием табельных и подручных средств.

Это оперативная помощь пострадавшему при получении травмы или внезапном приступе заболевания, которая оказывается до тех пор, пока не прибудет бригада «скорой помощи». Своевременное оказание первой медицинской помощи может иметь решающее значение в сохранении жизни и здоровья пострадавшего.

Общий порядок действий при оказании первой медицинской помощи следующий: • установить необходимость оказания первой медицинской помощи; • принять решения об оказании первой медицинской помощи; • вызвать скорую медицинскую помощь; • приступить к выполнению мероприятий первой медицинской помощи и оказывать ее до прибытия специалистов.

Скорую медицинскую помощь необходимо обязательно вызывать в следующих ситуациях: • если пострадавший находится в бессознательном состоянии; • если у пострадавшего затруднено или отсутствует дыхание; • если у пострадавшего не прекращаются боли в груди или он ощущает в груди давление; • при сильном кровотечении; • при сильных болях в животе; • при отравлениях. В других случаях, когда сразу трудно определить необходимость вызова скорой помощи, надо помнить, что лучше пусть специалисты сделают вывод, что в их вызове не было нужды, чем пострадавший не получит нужную ему медицинскую помощь. Оказание первой медицинской помощи при кровотечениях Интенсивность кровотечения зависит от вида повреждения кровеносного сосуда. Для мелких порезов характерно незначительное кровотечение. При повреждении крупных кровеносных сосудов (артерий или вен) кровь вытекает быстро, и кровотечение может представлять угрозу для жизни пострадавшего. Признаками артериального кровотечения являются быстрое и обильное кровотечение, сильная боль в поврежденной части тела, ярко–красный цвет крови, кровь бьет из раны фонтаном. При венозном кровотечении кровь темно–красного или бордового цвета и льется из раны непрерывно и равномерно.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ НЕЗНАЧИТЕЛЬНЫХ РАНАХ.

     Смазать края раны антисептическим средством (спиртовым раствором йода, раствором перекиси водорода, а п ри их отсутствии этиловым спиртом, водкой или одеколоном). . Не касаясь поверхности раны, осторожно удалить свободно лежащие на ней обрывки одежды и другие инородные тела. . Наложить на рану стерильную (асептическую) повязку или заклеить ее бактерицидным пластырем.

ПЕРВАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ ПРИ СИЛЬНОМ КРОВОТЕЧЕНИИ При любом сильном кровотечении необходимо выполнить следующие действия: • приподнять поврежденную часть тела так, чтобы она по возможности находилась выше уровня сердца; • наложить на рану стерильную тампон–повязку или чистую ткань и прижать ее к ране; • наложить давящую повязку, для этого полностью забинтовать поврежденное место; если кровь просачивается через бинт, наложить дополнительные салфетки поверх первой повязки и еще раз забинтовать; накладывая повязку на руку или ногу, надо оставлять пальцы открытыми, по ним можно определить, не туго ли наложена повязка; если пальцы начинают холодеть, неметь или изменять цвет, надо слегка ослабить повязку; • вызвать «скорую помощь». При артериальном кровотечении можно применить метод пальцевого прижатия артерий. Этот метод используется для временной остановки кровотечения на конечностях. Прижатие артерии производится выше повреждения, в том месте, где артерия лежит не очень глубоко и может быть придавлена к кости. Основными точками пальцевого прижатия являются две: плечевая и бедренная. Наложение кровоостанавливающего жгута –наиболее эффективный способ полной остановки артериального кровотечения. Жгут накладывают на конечность выше поврежденной части примерно на 5 см. Вместо жгута можно использовать широкую полосу материи, сложенную в несколько раз. Ее оборачивают дважды вокруг конечности и завязывают на один узел. Затем в петлю вставляют какую–нибудь палку (дощечку, ножницы) и закручивают этот жгут до такой степени, пока кровотечение не прекратится. Палку (дощечку, ножницы) фиксируют двойным узлом. Под жгут закрепляют записку с указанием времени его наложения. Нельзя оставлять жгут на конечности более двух часов. Рекомендуется через один час распустить жгут на несколько минут, а затем снова его затянуть. При венозном кровотечении иногда бывает достаточно повыше поднять конечность пострадавшего и наложить давящую повязку. Запомните, что при сильном кровотечении надо обязательно вызвать «скорую помощь». Для этого необходимо позвонить по телефону 03 и сообщить диспетчеру следующие сведения: • точный адрес (название улицы, номер дома и квартиры, этаж, характерные ориентиры); • номер телефона, с которого производится вызов; • фамилию, имя и отчество пострадавшего; • что произошло и каково состояние пострадавшего.

Источник: http://reftrend.ru/215008.html

Версия для печати

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *