Медицинская клиника. продление лицензии

Медицинская клиника. Продление лицензии

Юридическое сопровождение лицензирования медицинской деятельности — это гарантия для соискателя, при помощи юристов можно облегчить и ускорить процесс получения разрешения. Гарантия того, что процедура пройдет успешно при соблюдении прозрачных условий сотрудничества, выдается государственным регулирующим органом по надзору в сфере здравоохранения, связанная со сбором документации, заполнением бланков, выполнением требований Федерального органа, при минимальных затратах.

Порядок лицензирования в области медицины

Медицинская клиника. Продление лицензии

В обязанности входит консультирование, защита интересов, прогнозирование перспектив и создание взаимовыгодных условий сотрудничества. Многолетний опыт работы, нацеленность на результат, наличие штата профессиональных аудиторов, бухгалтеров и юристов делает нас удобным парнером, постоянно работаем над расширением спектра, повышая тем самым уровень обслуживания.

Необходимый перечень документов

Чтобы получить лицензию на осуществление медицинской деятельности нужно собрать следующий пакет документов:

  • Заявление, с указанием необходимой информация о предприятии или физическом лице (наименование, адрес, ОКВЭД);
  • Выписка из реестра ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство ОГРН;
  • Право собственности или договор аренды на помещение;
  • Заключение санитарного надзора текущего состояния кабинета. Должен быть выдан не более чем за три месяца до момента подачи заявления;
  • Квитанция об уплате госпошлины.

Помимо указанного перечня, Министерство здравоохранения имеет право запросить другие справки и заключения.

Мы работаем с каждым делом индивидуально, чтобы обеспечить своим заказчикам результативное оформление лицензии без дополнительных расходов и головной боли.

Профессиональные юристы оперативно собирают полный комплект, включая справки и заключения, а также дополняет его при поступлении соответствующих требований управляющего органа.

Каким организациям и учреждениям необходимо получить разрешение

Медицинская деятельность подлежит лицензированию для работы следующих организаций и учреждений:

  1. Больницам, медицинским центрам и кабинетам, практикующим врачебную практику;
  2. Санаториям и профилактическим учреждениям;
  3. Стоматологиям, аптекам, инфекционным станциям и медицинским лабораториям;
  4. Вспомогательным, связанным с медицинской сферой. Производителям фармакологических препаратов, медицинской техники, протезно-ортопедической продукции.

Медицинская клиника. Продление лицензии

Нужно ли обращаться к специалистам

Медицинская клиника. Продление лицензии

Мы предоставляем сбор информации, подготовку, оформление готового разрешения под ключ. Заказчики могут рассчитывать на:

  • полноценное консультирование;
  • составление заявлений, в том числе санитарно-эпидемиологического заключения;
  • помощь узкопрофильных профессионалов в области юриспруденции и бухгалтерии;
  • подготовку выписок в соответствии со спецификой бизнеса требованиям Министерства здравоохранения;
  • переподготовку документации при поступлении новых требований органа управления;
  • экономию времени, сил и нервов.

Помощь профессиональных бухгалтеров, аудиторов, юристов при получении медицинской лицензии актуальна и незаменима, но в случае, если для выполнения обязанностей клиент отдаст предпочтение грамотным специалистам. Наш центр, готов сделать процесс результативным! Предлагаем инновационный подход к решению вопросов.

Приостановление, возобновление, прекращение действия и аннулирование лицензии на медицинскую деятельность

Медицинская клиника. Продление лицензии

Очевидно, что правоотношения, возникшие в связи с осуществлением лицензируемого вида деятельности, могут не только подвергнуться изменениям, но и завершаться. Прекращение лицензируемого вида деятельности влечет прекращение действия лицензии, которое может произойти добровольно, в силу закона и принудительно, в частности, в следующих случаях:

Основание Субъект
Юридическое лицо Индивидуальный предприниматель
Добровольно Представление заявления
В силу закона Прекращение деятельности юридического лица (ликвидация, исключение из ЕГРЮЛ и т.д.) Прекращение деятельности в качестве ИП
Принудительно Решение суда об аннулировании лицензии

В первую очередь рассмотрим процедуру прекращения лицензии Росздравнадзором, регламентированную Приказом Минздрава России от 26.01.

2015 № 21н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по предоставлению государственной услуги по лицензированию медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» (далее – Административный регламент). Для точного ознакомления с процедурой добровольного прекращения действия лицензии, установленной уполномоченными органами субъектов Российской Федерации, следует обращаться к документам на соответствующих официальных сайтах, которые, как правило, дублируют все нормы и формы, установленные Росздравнадзором, за исключением наименования органа исполнительной власти.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

В соответствии с Административным регламентом для прекращения действия лицензии представляется заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности, в котором указывается дата, с которой фактически прекращена медицинская деятельность.

При этом, формулировка Административного регламента, по-видимому, не слишком удачна, поскольку заявление о прекращении лицензируемого вида деятельности лицензиату, намеренному прекратить этот вид деятельности, следует подавать не позднее 15 календарных дней до дня фактического прекращения лицензируемого вида деятельности.

Действие лицензии прекращается со дня принятия Росздравнадзором соответствующего решения, оформленного приказом, на которое отводится 10 рабочих дней. Форма соответствующего заявления закреплена Приказом Росздравнадзора от 05.05.

2014 № 3166 «Об утверждении форм документов, используемых Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в процессе лицензирования медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» и размещена на официальном сайте. Формулировки данного приказа более удачны, в заявлении проставляется дата «фактического прекращения медицинской деятельности» то есть момент, который будет иметь место в будущем. Прекращение медицинской деятельности осуществляется бесплатно.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

Вместе с тем, законодательство предусматривает возможность принудительного введения ограничений или прекращения именно медицинской деятельности субъекта предпринимательства.

В частности, часть 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.

2001 № 195-ФЗ (далее – КоАП) предусматривает за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), санкции в виде штрафа (для юридических лиц до 200 000 рублей) или административное приостановление деятельности (временное прекращение предпринимательской деятельности) на срок до 90 суток.

Положение о лицензировании медицинской деятельности также конкретизирует, что под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предъявляемых к соискателю лицензии в части материально-технического, квалификационного обеспечения деятельности, несоблюдение порядков оказания медицинской помощи, внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности, правил обращения лекарственных средств. Лицензиаты должны неуклонно соблюдать порядки оказания медицинской помощи по соответствующим профилям, повышать квалификацию сотрудников. В соответствии с федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к грубым нарушениям могут относиться те, что влекут человеческие жертвы, причинение вреда здоровью или угрозу такового. По-видимому, «угроза причинения вреда» может трактоваться контролирующими органами достаточно широко. В постановлении по делу № А40-237905/2019 суд указал, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией, относится к административным правонарушениям с формальным составом, что предполагает существенность угрозы для охраняемых отношений в самом факте посягательства на них и не требует наступления общественно опасных последствий или последствий для непосредственного объекта посягательства. В рассматриваемом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям, по мнению суда, выразилась в пренебрежительном отношении НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД» к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в непринятии всех зависящих мер для соблюдения требований и условий, предусмотренных лицензией. К слову, лицензиат нарушил стандарты оснащения кабинетов ряда врачей, в частности, отсутствовали весы медицинские, ростометры, шпатели и другие медицинские изделия.

При этом, в случае выявления при проведении проверки нарушений, орган контроля (надзора), проводивший проверку обязан выдать предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков и мероприятий.

Невыполнение в установленный срок законного предписания федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения в соответствии с пунктом 21 статьи 19.5 КоАП также влечет административный штраф (на юридических лиц до 50 000 рублей). Приказ Минздрава России от 17.07.

2015 № 454н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по исполнению государственной функции по осуществлению лицензионного контроля медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)» устанавливает, что лицензионный контроль осуществляется Росздравнадзором и его территориальными органами. Приказ конкретизирует меры, предусмотренные в случае выявления нарушений лицензионных требований и также формы соответствующих документов, в частности предписания об устранении выявленных нарушений. Устанавливается, что предписание вручается одновременно с актом проверки, на которые лицензиат вправе представить возражения в течение 15 дней. Если лицензиат устраняет нарушения, он представляет уведомление об исполнении предписания с приложением копий документов, подтверждающих исполнение требований. При наличии уважительных причин срок устранения нарушений может быть продлен. В случае невыполнения лицензиатом предписания Росздравнадзор (территориальные органы) рассматривают вопрос о привлечении к административной ответственности и приостановлении действия лицензии.
Для лицензиата, преимущественно осуществляющего медицинскую деятельность, существенно то, что неисполнение предписания и назначение административного наказания в виде приостановления деятельности влечет приостановление действия лицензии.

Читайте также:  Лаеннек в подготовке и реабилитации пациентов при проведении инвазивных косметологических процедур

При этом, в пункте 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.

2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснено, что приостановление (как и аннулирование, о котором речь пойдет ниже) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц.

Лицензиат обязан устранить грубые нарушения, повлекшие применение санкций, и сообщить об этом в лицензирующий орган по истечении срока административного приостановления деятельности (допускается ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания). В случае подтверждения информации об устранении лицензиатом грубых нарушений, действие лицензии возобновляется.

Приостановление в течение суток со дня вступления в силу решения о
привлечении к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований, выданного лицензирующим органом + выдача повторного предписания об устранении грубого нарушения лицензионных требований назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности за грубое нарушение лицензионных требований
Срок приостановления
срок исполнения вновь выданного предписания срок административного приостановления деятельности
Действие приостановленной лицензии возобновляется со дня, следующего за днем
  • истечение срока исполнения
  • подписание акта проверки, устанавливающего факт досрочного исполнения

вновь выданного предписания

  • истечение срока
  • досрочного прекращения

административного приостановления деятельности

Лицензирующий орган должен указать в решении о приостановлении действия лицензии наименования работ, услуг и адреса их выполнения и оказания, в отношении которых установлены ограничения, довести такое решение до лицензиата в течение 3 рабочих дней после его подписания и внести соответствующие сведения в реестр лицензий. Приказом № 454н, в отличие от № 99-ФЗ, установлен более короткий срок для вручения либо направления лицензиату решения о приостановлении действия лицензии, возобновлении ее действия –1 рабочий день.

В случае, если в указанные сроки лицензиатом грубые нарушения не устранены, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензирующий орган принимает решение о прекращении действия лицензии в течение 10 рабочих дней со дня получения выписки из вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и доводит его до сведения юридического лица или индивидуального предпринимателя.

Действие лицензии прекращается со дня:

  • принятия лицензирующим органом решения на основании заявления;
  • внесения записи в ЕГРЮЛ, ЕГРИП;
  • вступление в силу решения суда.

Теоретически, суд обязан при разрешении вопроса об аннулировании лицензии устанавливать характер нарушения, степень опасности.

Аннулирование лицензии на осуществление медицинской деятельности может быть вызвано нарушениями, связанными с недостаточной квалификацией сотрудников лицензиата, как это имело место в деле № А75-9583/2012, рассмотренного судами трех инстанций в Западно-Сибирском округе.

У ООО «Улыбка» были выявлены нарушения, связанные с принятием на должность врача-стоматолога лица со средним профессиональным образованием, а у главного врача отсутствовала подготовка по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».

Кроме того, не была сформирована врачебная комиссия с целью внутреннего контроля качества. Устранение нарушений не было доказано, в связи с чем лицензия была аннулирована.

В деле № А40-187120/13 проверяющие не нашли по месту формального осуществления медицинской деятельности врачей и генерального директора, помещение было закрыто.

Условия для осуществления медицинской деятельности отсутствовали, документальных доказательств соблюдения лицензионных требований ООО «Экспресс-Мед» не представило, в связи с чем его лицензия также была аннулирована.

В то же время, встречаются дела, когда в требовании об аннулировании лицензии при схожих обстоятельствах (лицензиат по месту осуществления деятельности не находился, деятельность не осуществлял, специалисты и оборудование отсутствовали) было отказано.

Суд отметил, что аннулирование лицензии является крайней мерой, а контролирующий орган не предоставил обществу возможности устранить нарушения, не направив ему соответствующие предписания (дело № А41-40827/15).

Таким образом, прекращение действия лицензии может произойти по воле лицензиата в связи с подачей им соответствующего заявления, автоматически в связи с прекращением собственно предпринимательской деятельности субъекта или принудительно.

В случае, если организация многопрофильная и имеет, в том числе, медицинскую лицензию, но в какой-то период времени утрачивает интерес к осуществлению медицинской деятельности или она перестает быть для нее актуальной (как в случае с «сопутствующими» лицензиями, например, при переводе водителя, и (или) соответственно, предрейсовых осмотров на аутсорсинг) рекомендуется своевременно прекратить действие лицензии, дабы не быть подвергнутой штрафам за несоблюдение лицензионных требований.

Лицензиатам следует быть внимательными к тому, что соблюдение лицензионных требований предполагается не только на момент предоставления лицензии, но и в период ее действия.

Медицинские специалисты могут увольняться или приниматься на работу, но все они должны соответствовать квалификационным требованиям, при избрании единоличного исполнительного органа также следует обращать внимание не только на его бизнес-компетенции, но и на наличие медицинского образования, сертификата «организация здравоохранения и общественное здоровье». Лицензиатам необходимо своевременно восполнять недостающее оборудование, не игнорировать лицензионные требования, которые не проверяются на этапе предоставления лицензии (например, соблюдение порядка предоставления платных медицинских услуг, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету), а юридическим лицам следует обеспечить доступ контролирующих органов к месту осуществления лицензируемой деятельности и адресу места нахождения, указанному в ЕГРЮЛ. Нарушение лицензионных требований, которое потенциально может угрожать здоровью пациентов, влечет риски привлечения к ответственности и начала процедуры аннулирования лицензии, являющейся частным случаем прекращения действия лицензии.

У лицензиата, допустившего нарушение лицензионных требований, деятельность которого приостановлена, есть возможность устранить несоответствие и восстановить действие лицензии. В случае, если ресурсов для устранения нарушений лицензиат не изыщет, лицензия будет аннулирована.

Лицензия на медицинскую клинику — как получить, сколько стоит

Медицинские услуги — один из самых непростых видов бизнеса. От грамотности специалистов и правильности оказания услуг зависит не только здоровье граждан, но и их жизнь. Отчасти с этим связана необходимость лицензирования данного вида деятельности.

И некоторые бюрократические трудности, с которыми придется столкнуться бизнесмену или врачу, желающему продвинуться на поприще самостоятельной практики.

Правила лицензирования оговорены в соответствующем Федеральном законе, регламентирующим лицензирование отдельных видов деятельности.

Что такое лицензия? На какой срок и кому выдается лицензия?

Лицензия относится к разрешительному виду документов, который определяет возможность и законность занятия определенным видом деятельности. Медицина, как частный бизнес, подлежит обязательному лицензированию. Лицензия может быть выдана:

  1. На частное лицо, при открытии ИП. Она предусматривает разрешение на работу одному врачу с учетом его квалификации. По этой лицензии нанять других врачей нельзя.
  2. Лицензия может быть выдана на ООО.

Каждый вид врачебной деятельности нужно лицензировать отдельно. Виды деятельности в сфере оказания медицинских услуг, подлежащие лицензированию, указаны в законе России (ст.№9, ч. 4).

При получении этого документа на организацию, последняя имеет право заниматься указанной в лицензии деятельностью в любом субъекте, принадлежащем РФ.

Но перед началом врачебной практики соответствующие органы должны быть поставлены в известность в обязательном порядке. Описываемый документ выдается бессрочно.

Однако лицензия может быть отозвана при нарушении законодательства РФ, после закрытия учреждения и в ряде других непредвиденных ситуаций.

Лицензия: в каких случаях в ней есть потребности?

Данная лицензия может потребоваться лечебным учреждениям и некоторым не медицинским организациям, оказывающим населению услуги, приравниваемые к медицинским:

  • Массаж.
  • Прокол ушей.
  • Пирсинг.

Не все подобные организации лицензируют свою деятельность, но это нарушение законодательства РФ.

Согласно пункта №3 Положения о медлицензиях, проходят данную процедуру медцентры и предприниматели с дипломом врача, занимающиеся, оказанием или проведением:

  • Скорой и специализированной медпомощи.
  • Санитарно-эпидемиологических работ.
  • Санаторного лечения.
  • Мероприятиями, помогающими неизлечимым больным улучшить качество своей жизни (такие услуги считаются паллиативными).
  • Работ с препаратами крови, изготовленные проводимых ради оказания терапевтической помощи.
  • Медосмотров, освидетельствований либо медэкспертиз.

Не нужно лицензировать свою деятельность компаниям-страховщикам, которые занимаются проверкой качества оказания врачебной помощи.

Предварительные этапы получения лицензии

Эта информация поможет бизнесменам и врачам, решившим начать свой бизнес ознакомиться с последовательностью действий при получении разрешительного документа на медицинскую практику.

Регистрация ООО или ИП

Это делается на первом этапе, потому что на данное юридическое либо физическое лицо и будет получать лицензию. Адрес, который будет указан в лицензионном документе должен соответствовать физическому адресу клиники/кабинета.

При этом юридический и физический адрес могут не совпадать, но при смене территориального расположения медицинского учреждения лицензию придется переоформлять.

При регистрации ИП можно получить лицензию исключительно на вид деятельности, соответствующих профильному образованию.

Выбор помещения

Поскольку разрешительный документ выдаются с учетом физического адреса клиники к выбору помещения следует подойти серьезно и ответственно. Оно может быть и собственным, и его можно арендовать.

Но в обоих случаях выбранное строение или помещение должно соответствовать требованиям СанПин 2.1.3.2630-10.

Если помещение имеет шикарный подъезд, удобный вход, светлые комнаты с хорошим видом на сад или парк, это не гарантия того, что инспектор Роспотребнадзора одобрит его. Есть специальные требования, которые предъявляются данной организацией:

  • К вентиляции.
  • Отоплению.
  • Освещению.
  • Канализации.
  • И даже внутренней отделке.

Все это нужно учесть до покупки или подписания договора долгосрочной аренды и проведения соответствующих ремонтных работ. Затем нужно подумать об оборудовании (закупке или аренде).

Подбор персонала

При открытии ИП этот пункт опускается, при желании организовать ООО набор персонала проводится до лицензирования, потому что для получения этого разрешительного документа придется предоставлять дипломы и квалификационные свидетельства специалистов, которые будут работать в клинике (центре). Основные категории работников, под которых формируется штатное расписание следующие:

  • Главврач/директор клиники.
  • Другие руководители.
  • Работники административно-хозяйственного корпуса.
  • Врачи.
  • Средний медперсонал.
  • Младшие медицинские работники.
  • Другие сотрудники.

При формировании штатного расписания нет необходимости указывать всех возможных специалистов, задействованных в медицинской сфере. Достаточно указать тех, специалистов, которые реально будут работать в данной структуре. Например:

  • Главврач/директор.
  • Невролог.
  • Психиатр.
  • Медсестра.
  • Администратор.
  • Санитарка.

Согласно данного штатного расписания определяется количество мебели, инвентаря, расходного материала. Принимаются на работу все сотрудники согласно квалификационных требований к той или иной профессии. Регламентируются все требования двумя документами:

  • Постановлением Правительства России за номером 29 от 16.04.12.
  • Законом о лицензировании России за номером 99-Ф3.

С каждым сотрудником в обязательном порядке заключается трудовой договор.

Получение санитарно-эпидемиологического заключения

Этот документ подтверждает, что данная организация имеет помещение, соответствующие всем санитарным нормам и правилам. Для получения такого заключения в Роспотребнадзор подается заявление и основательный перечень документов.

Собственно лицензирование

Для процесса лицензирования в соответствующие структуры придется предоставить довольно объемный и правильно составленный пакет документов.

Сбор документации

В первую очередь заявление установленного образца, с указанием формы собственности и вида будущей деятельности. При этом если такое заявление подается врачом-предпринимателем, ему придется указать о себе всю существенную информацию. Далее нужно собрать копии документов:

  • сан-эпид заключение;
  • ИНН;
  • учредительные документы для ООО.
  • копии дипломов сотрудников.

К указанным документам нужно приложить оплаченную квитанцию по госпошлине. Реквизиты, необходимые для оплаты имеется на сайтах соответствующих структур и на их информационных стендах. Решение по данному вопросу может быть выдано на руки либо отправлено по почте заказным письмом.

Кто выдает лицензии?

Указанным видом деятельности занимаются исключительно государственные органы. Для медицинских организаций это Росздравнадзор:

  1. Его территориальный представитель для медорганизаций, которые контролируются исполнительными структурами власти и те, которые предоставляют медпомощь с применением высоких технологий.
  2. Органы исполнительной власти — для индивидуальных предпринимателей, а также для высокотехнологичных медцентров.

Форма для заявления регламентируется приказом разрешительного органа (Росздравнадзором). При необходимости получения документа в исполнительных органах желательно заполнять заявление на месте, уточнив конкретное лицо, занимающиеся этим вопросом. В разрешительном органе уточняется куда конкретно следует передавать документы:

  • по месту регистрации ИП;
  • по месту работы.

Если организация или предприниматель пользуются услугами третьего лица, у такого лица должна быть доверенность, которая вносится в опись документов. Документы вместе с описью могут быть доставлены лично либо отправлены Росздравнадзор заказным письмом. Документы принимаются по описи, и у их подателя остается на руках копия указанного документа с датой приема документов.

Предподготовка и собственно процесс получения лицензирование в общей сложности затягивается до полугода. Если организации и предпринимателю отказано в лицензии, в отказном документе должны быть четко указаны причины с отсылкой к законодательным актам. После принятия положительного решения комиссией документ получить на руки можно в течении 3 суток.

COVID-19: продление сроков действия лицензий; установление особенностей разрешительной деятельности в 2020 году

10.04.2020

Примерное время чтения: 10 мин.

Илья Болотнов Анастасия Нерчинская

Юридическая компания «Пепеляев Групп» информирует об установлении Правительством РФ особенностей лицензирования, аккредитации, аттестации и иных разрешительных режимов деятельности организаций в 2020 году на фоне пандемии коронавируса COVID-19

1 апреля 2020 года вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 указанного закона Правительству РФ предоставлены полномочия по установлению в 2020 году особенностей лицензирования, аккредитации, аттестации, проведения квалификационных экзаменов и иных разрешительных режимов, предусмотренных законодательством РФ[1]. В развитие положений указанной статьи упомянутого закона Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2020 года № 440[2] («Постановление № 440») были установлены перечни срочных лицензий, действие которых будет автоматически продлено, а также предусмотрены другие особенности разрешительных режимов деятельности компаний.

1. Автоматическое продление действия ряда лицензий и разрешений

Постановлением № 440 установлен перечень срочных лицензий и иных разрешений[3], срок действия которых истекает (или истек) в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года, срок действия которых будет автоматически продлен на 12 месяцев. Ниже приведены лицензии и разрешения, в отношении которых установлено такое продление срока действия:

Лицензии:

  • Лицензии на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в том числе лицензий на розничную продажу алкогольной продукции).
  • Лицензии на пользование недрами.
  • Лицензии на оказание услуг связи, телевизионное вещание и (или) радиовещание.
  • Лицензии на осуществление частной детективной (сыскной) деятельности и частной охранной деятельности.

Иные разрешения:

  • Государственная регистрация лекарственных препаратов для ветеринарного применения.
  • Разрешения на судовые радиостанции, используемые на морских судах, судах внутреннего плавания и судах смешанного (река-море) плавания.
  • Государственная регистрация лекарственного препарата для медицинского применения.

2. Перенос сроков некоторых процедур подтверждения соответствия

Если в период действия Постановления № 440[4] физическое или юридическое лицо должно будет подтвердить свое соответствие обязательным требованиям, для чего будет обязано совершить (пройти) какую-либо из следующих процедур: (1) переоформление разрешения, (2) периодическое подтверждение соответствия (компетентности), (3) повторная аккредитация, (4) переаттестация, (5) повторная сертификации, (6) повторная экспертиза, то, если указанные формы разрешительной деятельности относятся к перечисленным в приложении № 2 к Постановлению № 440, срок прохождения указанных процедур может быть перенесен на период до 12 месяцев[5].

В частности, данное правило применяется к следующим формам разрешительной деятельности:

  • аккредитация специалистов на право осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности;
  • аккредитация юридических лиц в качестве подразделений транспортной безопасности;
  • аккредитация юридических лиц для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;
  • аккредитация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в национальной системе аккредитации;
  • аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска;
  • аттестация на право проведения экспертизы проектной документации;
  • аттестация экспертов на право проведения биомедицинской экспертизы биомедицинских клеточных продуктов;
  • аттестация экспертов на право проведения экспертизы лекарственных средств;
  • выдача удостоверения частного охранника и присвоение квалификации частному охраннику;
  • допуск российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок;
  • государственная аккредитация образовательной деятельности;
  • сертификация медицинских работников;
  • выдача разрешительных документов в сфере оборота оружия.

В приложении № 2 к Постановлению № 440 предусмотрены также иные формы разрешительной деятельности в отношении которых действуют указанные выше правила.

Обращаем Ваше внимание, что согласно Постановлению № 440 принятие такого решения о переносе сроков прохождения процедур подтверждения соответствия является правом, а не обязанностью соответствующего государственного органа и принимается им с учетом специфики сферы общественных отношений, в которой действует соответствующее разрешение. В качестве альтернативы государственный орган может принять решение, что очередное подтверждение соответствия обязательным требованиям, предусматривающим прохождение указанных выше процедур, считается пройденным таким лицом, разрешение в данном случае будет считаться действующим.

3. Упрощенные правила выдачи и переоформления лицензий и разрешений

В соответствии с Постановлением № 440:

  • Проведение обязательных выездных проверок соискателей лицензии и лицензиатов, а также выездных проверочных мероприятия, необходимых для получения, переоформления, продления действия разрешений, осуществляется посредством использования дистанционных средств контроля, средств фото-, аудио- и видеофиксации, видеоконференцсвязи.
  • В отношении вида деятельности, являющегося предметом лицензии, разрешения, регулируемого Постановлением № 440, могут быть приняты решения[6]:

— о временном сокращении перечня лицензионных требований (требований применительно к деятельности, действиям, в отношении которых получено разрешение);

— о подаче и принятии заявлений и иных материалов для оформления разрешений, переоформления разрешений, продления действия разрешений, а также о временном порядке взаимодействия в электронном виде с заявителями.

  • В отношении лицензий и разрешений, перечисленных в части 1 статьи 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусмотренных приложениями № 1 и 2 к Постановлению № 440, не требуется переоформления лицензии или разрешения в случаях:

— изменения места* нахождения юридического лица (места жительства индивидуального предпринимателя);

— изменения места* осуществления лицензируемого вида деятельности или деятельности, в отношении которой выдано разрешение

(*если такие изменения связаны с переименованием географического объекта, переименованием улицы, площади или иной территории, изменением нумерации);

— реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния или присоединения.

4. Особенности применения отдельных разрешительных режимов

Постановлением № 440 установлены следующие особенности в отношении применения разрешительных режимов:

Градостроительная деятельность

  • Продлевается (на 1 год) срок действия* разрешений на строительство.
  • Продлевается (с 5 до 6 лет) срок действия* квалификационных аттестатов на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) экспертизы результатов инженерных изысканий.
  • Продлевается (на 1 год) срок применения* проекта планировки территории, градостроительного плана земельного участка для целей, указанных в абзаце 4 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440.
  • Продлевается (на 1 год) срок использования* информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для целей, указанных в абзаце 5 пункта 1 приложения № 3 к Постановлению № 440

* Если указанные выше сроки истекли в период с 6 апреля 2020 года по 1 января 2021 года. Сроки продлеваются автоматически.

  • В соответствии с приложением № 3 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Недропользование

  • Постановлением № 440 (приложением № 4 к нему) установлено, что в 2020 году право пользования недрами не прекращается, в том числе в связи с истечением установленного в лицензии срока ее действия.

Промышленная безопасность опасных производственных объектов

  • До 1 июля 2020 года эксплуатация опасных производственных объектов по решению руководителей организаций, эксплуатирующих их, либо руководителей обособленных подразделений юридических лиц осуществляется без проведения экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, зданий и сооружений на них.
  • После 1 июля 2020 года экспертиза промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, может проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия экспертов в области промышленной безопасности и работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты.
  • Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности и деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения, осуществляются без переоформления соответствующих лицензий в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии.
  • В соответствии с приложением № 5 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Безопасность гидротехнических сооружений

  • Эксплуатация гидротехнических сооружений временно осуществляется без предоставления их собственниками и (или) эксплуатирующими их организациями в соответствующий надзорный орган декларации безопасности гидротехнических сооружений и проведения ее государственной экспертизы.
  • В соответствии с приложением № 6 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Оценочная деятельность

  • Срок действия квалификационных аттестатов оценщиков продлевается: (1) на 6 месяцев — в отношении квалификационных аттестатов, выданных до 31 октября 2017 года; (2) на 3 месяца — в отношении квалификационных аттестатов, выданных с 1 ноября 2017 года по 31 января 2017 года.
  • Переоформление ранее выданных квалификационных аттестатов в связи с продлением срока их действия не осуществляется.
  • Вводится шестимесячный мораторий на подтверждение квалификации путем пересдачи квалификационного экзамена в области оценочной деятельности для действующих оценщиков.
  • В соответствии с приложением № 7 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Электроэнергетика

  • Временный фактический прием (подача) напряжения и мощности в ходе технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, временное подключение (технологическое присоединение) объекта теплоснабжения осуществляются без получения разрешения уполномоченного государственного органа на допуск к эксплуатации указанных объектов.
  • Проверка знаний требований охраны труда и других требований безопасности, предъявляемых к организации и выполнению работ в электроустановках, до 1 октября 2020 года не проводится.
  • В соответствии с приложением № 8 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Охрана здоровья граждан

  • Медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, осуществляется медицинскими и иными организациями, включенными в перечень медицинских и иных организаций, в которых планируется и (или) осуществляется медицинская деятельность, направленная на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции, на основании имеющейся лицензии на медицинскую деятельность без переоформления лицензии.
  • Минздрав РФ вправе утвердить минимальные требования к осуществлению медицинской деятельности, направленной на профилактику, диагностику и лечение новой коронавирусной инфекции.
  • В соответствии с приложением № 9 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Образовательная деятельность

  • Продлена (на 1 год) государственная аккредитация образовательных программ, реализуемых организациями, осуществляющими образовательную деятельность, срок действия свидетельств о государственной аккредитации которых истекает в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года.
  • В соответствии с приложением № 10 к Постановлению № 440 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

Аккредитация в национальной системе аккредитации

  • Аккредитованным испытательным лабораториям (центрам), органам инспекции, подведомственным государственными и муниципальным органам предоставлено право выполнять в 2020 году работы по исследованиям (испытаниям), измерениям, оценке соответствия, связанные с мероприятиями по защите здоровья населения и предотвращением причинения вреда жизни, здоровью граждан в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции, в соответствии с документами, устанавливающими правила и методы исследований (испытаний) и измерений, методы инспекции, не включенными в утвержденную область аккредитации, без прохождения процедуры расширения области аккредитации при условии соблюдения в ходе выполнения работ критериев аккредитации.
  • Сроки прохождения аккредитованными лицами процедуры подтверждения компетентности, наступающие (наступившие) в 2020 году, увеличиваются: (1) в отношении аккредитованных органов по сертификации и испытательных лабораторий, выполняющих работы в области обязательного подтверждения соответствия, за исключением государственных и муниципальных учреждений, — на 6 месяцев; (2) в отношении иных аккредитованных лиц — на 12 месяцев.
  • В соответствии с приложением № 11 к Постановлению № 404 устанавливаются также другие особенности осуществления действий в указанной сфере.

О чем подумать, что сделать

Организациям, осуществляющим лицензируемые виды деятельности или иную деятельность, требующую получения разрешений государственных органов, рекомендуется при осуществлении хозяйственной деятельности и планировании бизнес-процессов учитывать новые правила о сроках действия разрешений и лицензий, а также особенности разрешительных режимов, установленных Постановлением № 440.

Помощь консультанта

Специалисты «Пепеляев Групп» оперативно отслеживают происходящие в связи с текущей эпидемиологической ситуацией изменения в законодательстве и готовы оказать любую поддержку бизнесу в сфере применения компаниями каких-либо разрешительных режимов, проверить текущую лицензируемую деятельность компаний на предмет ее соответствия лицензионным требованиям, оценить необходимость получения организацией соответствующего разрешения или лицензии, обратиться в государственные органы от имени компании для целей получения такого разрешения или лицензии, подготовить все необходимые для этого документы и предоставить консультации по любым вопросам, возникающим в связи с применением компаниями разрешительных режимов, прохождения аккредитации, осуществлением лицензируемых видов деятельности.

[1] В частности, разрешительных режимов, предусмотренных Воздушным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Законом РФ 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации», Законом РФ от 21 февраля 1992 года N 2395-1 «О недрах», Законом РФ от 11 марта 1992 года N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральным законом об от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и другими законами.

[2] Постановление № 440 вступило в силу 6 апреля 2020 года.

[3] Указанный перечень содержится в приложении № 1 к Постановлению № 440.

[4] Обращаем Ваше внимание, что в Постановлении № 440, вступившем в силу 6 апреля 2020 года, не предусмотрен срок его действия. Мы полагаем, что Постановление № 440 будет действовать до даты его отмены или замены другим нормативно-правовым актом.

[5] Решение о таком переносе срока принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере деятельности.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *