Профессионализм как действие

Профессионализм

Развитие этой жизненно важной характеристики

Вы знаете, что важно быть профессионалом, если вы хотите добиться успеха. Но что значит «быть профессиональным»?

Для некоторых, будучи профессионалом, может означать, что он хорошо одевается или работает хорошо. Для других, будучи профессиональными средствами, имеющими ученые степени или другие сертификаты, обрамленные и висящие на стене офиса. Профессионализм охватывает все эти определения. Но он также охватывает гораздо больше.

Итак, что такое профессионализм и почему это имеет значение? И как вы можете быть полностью профессиональными в своей повседневной роли?

  • Эти определения подразумевают, что профессионализм включает в себя множество различных атрибутов, и вместе эти атрибуты определяют и определяют профессионала.
  • Итак, каковы эти атрибуты?
  • Специализированные знания.

В первую очередь профессионалы известны своими специальными знаниями. Они взяли на себя глубокую личную приверженность развитию и совершенствованию своих навыков, и, в соответствующих случаях, у них есть степени и сертификаты, которые служат основой этих знаний.

  1. Не во всех областях бизнеса есть стабильное ядро ​​знаний (и академические квалификации, которые идут на это); не все области требуют обширных знаний для успешной практики; и не все специалисты имеют высшее образование в своей области.
  2. Однако важно то, что эти профессионалы работали серьезным, продуманным и устойчивым способом овладения специальными знаниями, необходимыми для успеха в своей области; и что они сохраняют эти знания в актуальном состоянии, чтобы они могли продолжать предоставлять наилучшую работу.
  3. Правомочность.

Профессионалы выполняют свою работу. Они надежны, и они выполняют свои обещания. Если возникнут обстоятельства, которые мешают им выполнять свои обещания, они управляют ожиданиями и делают все возможное, чтобы ситуация была правильной.

Профессионалы не оправдываются, но сосредоточены на поиске решений.

Честность и честность.

Профессионалы демонстрируют такие качества, как честность и честность. Они держат свое слово, и им можно доверять неявно из-за этого. Они никогда не компрометируют свои ценности и будут поступать правильно, даже если это означает, что нужно идти по более сложной дороге.

Более того, настоящие профессионалы скромны — если проект или работа выходит за рамки их компетенции, они не боятся признаться в этом. Они немедленно просят о помощи, когда они в ней нуждаются, и они хотят учиться у других.

Подотчетность.

Профессионалы несут ответственность за свои мысли, слова и действия, особенно когда они совершили ошибку. Эта личная подотчетность тесно связана с честностью и честностью, и это жизненно важный элемент профессионализма.

Саморегулирование.

Они также остаются профессионалами под давлением.

Например, представьте себе сотрудника службы поддержки клиентов, который сталкивается с разгневанным клиентом. Вместо того чтобы расстраиваться или злиться в ответ, сотрудник демонстрирует настоящий профессионализм, поддерживая спокойное, деловое поведение и делая все возможное, чтобы сделать ситуацию правдой.

Подлинные профессионалы проявляют уважение к окружающим людям, независимо от их роли или ситуации. Они демонстрируют высокий уровень эмоционального интеллекта, рассматривая эмоции и потребности других людей, и они не позволяют влиять на плохой день, как они взаимодействуют с коллегами или клиентами.

Просмотр части.

Профессионалы видят свою роль — они не показывают работу, небрежно одетую, с неопрятными волосами. Они отполированы, и они одеваются надлежащим образом для ситуации. Из-за этого они излучают уверенность, и они получают уважение к этому.

Как проявить профессионализм.

Как видно из этих характеристик, профессионалы — это люди, которые другие уважают и ценят. Они являются подлинным кредитом для своих организаций!

Вот почему так важно, что мы работаем, чтобы заслужить профессиональную репутацию на рабочем месте. Настоящие профессионалы первыми считаются для рекламных акций, им присуждаются ценные проекты или клиенты, и они обычно успешны в своей карьере.

Кроме того, вот некоторые дополнительные стратегии, которые помогут вам стать более профессиональными на рабочем месте:

Разработайте свой эмоциональный интеллект. Профессионалы могут ощутить эмоциональные потребности других. Они могут предоставить клиентам и коллегам то, что им нужно, потому что они знают, как активно слушать и наблюдать за тем, что происходит.

Поэтому, если вы хотите улучшить свой профессионализм, сосредоточьтесь на развитии эмоционального интеллекта. Озарите свои обязательства. Когда вы дадите обещание своим босса, коллег или клиентов, сохраните его.

Если вам кажется, что вы не сможете выполнить заданный срок, пусть ваш босс, команда или клиент узнают, как только это станет разумно возможным. Однако сделайте все возможное, чтобы не оказаться в этой ситуации! Не делайте оправданий — вместо этого сосредоточьтесь на удовлетворении ожиданий, насколько сможете, и на правильной ситуации.

Будьте добрыми и вежливыми и пользуйтесь хорошими манерами для всех, кого вы вступают в контакт, независимо от их роли, и независимо от того, как вы себя чувствуете. Это может показаться несущественным, но оно оказывает существенное влияние. Имеются ли инструменты, которые вам нужны.

Вы показываете встречу с клиентом, не имеющую важных образцов? Или приходите на работу, только чтобы понять, что вы оставили жизненно важный файл дома? Или вы оказываетесь в ситуациях, когда у вас нет навыков, необходимых для хорошей работы? Настоящие профессионалы всегда готовы.

Это требует предварительного планирования, своевременности и внимания. Сосредоточьтесь на улучшении навыков управления временем и планирования, чтобы вы всегда контролировали. Примечание.

Хотя профессионализм означает соблюдение обязательств, выполнение высококачественной работы и наличие экспертного статуса, иногда стремление к этим атрибутам может соблазнить вас не проекты, которые выходят за пределы вашей «зоны комфорта». Однако это не обязательно означает, что вы не должны пытаться! Проанализируйте риски заранее, чтобы свести к минимуму последствия ошибочных действий, быть честными в отношении любых недостатков в навыках, которые у вас есть, и работать над их заполнением. Тогда сделайте все возможное, чтобы вы могли!

Профессионализм — это… Что такое Профессионализм?

Профессионализм — особое свойство людей систематически, эффективно и надёжно выполнять сложную (профессиональную) деятельность в самых разнообразных условиях.

При этом под профессиональной деятельностью понимается сложная деятельность. которая предстает перед человеком как конституированный способ выполнения чего-либо, имеющий нормативно установленный характер. Профессиональная деятельность является объективно сложной, поэтому она трудна для освоения. требует длительного периода теоретического и практического обучения.

В понятии «профессионализм» отражается такая степень овладения человеком психологической структурой профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям.

Профессионализм рассматривается в качестве интегральной характеристики человека-профессионала (как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности), проявляющаяся в деятельности и общении.

Профессионализм человека — это не только достижение им высоких производственных показателей, но и особенности его профессиональной мотивации, система его устремлений, ценностных ориентаций, смысла труда для самого человека.

Литература

  • Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). — М.: МПСИ; Флинта, 2003. — 320 с.
  • Дружилов С.А. Обобщенный (интегральный) подход к обеспечению становления профессионализма человека //ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ: электрон. науч. журн. 2012. № 1 (21). – URL: http://www.psystudy.ru/index.php/num/2012n1-21/621-druzhilov21.html .
  • Дружилов С.А. Психология профессионализма. Инженерно-психологический подход. — Харьков: Изд-во «Гуманитарный центр», 2011. – 296 с.
  • Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. — 2-е изд., стереотип. — М.: Изд-во ЛКИ, 2008. — 168 с.

В лингвистике

Профессионализмы — слова и выражения, свойственные речи представителей той или иной профессии или сферы деятельности, проникающие в общелитературное употребление (преимущественно в устную речь) и обычно выступающие как просторечные, эмоционально окрашенные эквиваленты терминов.

Профессионализмы — слова или выражения, свойственные речи той или иной профессиональной группы.

Профессионализмы выступают обычно как просторечные эквиваленты соответствующих по значению терминов: опечатка в речи газетчиков — ляп; руль в речи шофёров — баранка; синхрофазотрон в речи физиков — кастрюля и т. п.

Читайте также:  Диагнозы по МКБ-10 в косметологии

Термины являются узаконенными названиями каких-либо специальных понятий, профессионализмы употребляются как их неофициальные заменители лишь в ограниченной специальной тематикой речи лиц, связанных по профессии. Часто профессионализмы имеют локальный, местный характер.

Существует, однако, и точка зрения, согласно которой профессионализм есть синоним понятия «термин». По мнению некоторых исследователей, профессионализм — «полуофициальное» название ограниченного в употреблении понятия — лексика охотников, рыболовов и др.

По происхождению профессионализм, как правило, результат метафорического переноса значений слов бытовой лексики на терминологические понятия: по сходству, например, формы детали и бытовой реалии, характера производственного процесса и общеизвестного действия или, наконец, по эмоциональной ассоциации.

Профессионализмы всегда экспрессивны и противопоставляются точности и стилистической нейтральности терминов.

Не следует, однако, смешивать их с терминами по происхождению экспрессивными, например: грязный котёл — в производстве сахара (пищевая промышленность); подобный термин является единственным вариантом для определения понятия, а профессионализм всегда синоним, заменитель основного обозначения.

Профессионализмы сходны с жаргонизмами и словами просторечной лексики по сниженной, грубой экспрессии, а также тем, что они, как и жаргоны и просторечие, — не самостоятельная языковая подсистема со своими грамматическими особенностями, а некий лексический комплекс, сравнительно ограниченный в количественном отношении. Вследствие свойственной профессионализмам экспрессивности они относительно легко переходят в просторечие, а также в разговорную речь литературного языка, например: накладка — «ошибка» (из актёрской речи), дворник — «стеклоочиститель автомашины» (из речи автомобилистов).

Как и термины, профессионализмы используются в языке художественной литературы в качестве изобразительного средства.

Литература

  • Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. — 2-е изд. -М.: Большая Российская энциклопедия», 1998. — 685 с.: ил.

Профессионализм человека как объект психологического изучения: системный подход

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно.

Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Профессионализм характеризует свойство некоторых людей выполнять свою работу на высоком уровне – систематически, эффективно и надежно.

Человек может приобрести профессионализм в результате специальной подготовки и долгого опыта работы, а может и не приобрести профессионализма, а лишь «числиться» профессионалом.

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство.

Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это и особое мировоззрение человека. Мы согласны с Е.А.

 Климовым, считающим необходимым рассматривать профессионализм «не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию (курсив наш – С.Д.) сознания, психики человека» [8, с. 387].

Профессионализм, являясь свойством конкретного человека-профессионала и полностью отражая его индивидуальность, одновременно реализуется как качество «надиндивидуальное», поскольку формируется с учетом профессиональных требований конкретной социально-производственной системы и обеспечивает ее воспроизводство, сохранение и развитие.

Психологический феномен профессионализма рассматривается нами как системное образование (система), характеризующее организацию психики человека-профессионала в целом.

Применяя термин «система» по отношению к феномену профессионализма мы выражаем тем самым не только сущность рассматриваемого явления, но и свое отношение к сущности объекта изучения, подчеркиваем класс свойств, которые представляются интересными, точку зрения, – отсюда разноплановость описания и многочисленность возможных декомпозиций («членений») системы и выделения подсистем.

С учетом важности комплексного подхода к многомерному явлению профессионализма человека, выявления динамики изменения профессионализма человека на разных этапах его профессионального развития (профессионализации), мы будем основываться на следующих концептуальных предпосылках рассмотрения психологического феномена профессионализма.

Во-первых, профессионал – это человек в целом, и как биологический индивид, и как личность, и как индивидуальность и как субъект деятельности и жизни в целом.

Поэтому феномен профессионализм человека необходимо рассматривать во всех указанных аспектах: биологической индивидности, личности, индивидуальности и субъектности.

Это относится к изучению становления профессионализма, его развития, а также к проявлениям профессиональных деформаций [4].

Во-вторых, анализ профессионализма подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена. В качестве таких основных измерений считаем целесообразным остановиться на рассмотрении профессионализма как 1) свойства, 2) процесса и 3) состояния человека-профессионала. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

  1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство (качество) – это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-профессионала, обеспечивающих определенный качественно-количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.
  2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс (закономерное, последовательное изменение) имеет фазы или стадии: начало (возникновение), течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

  1. стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности не достаточна высока;
  2. стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенным внутренних и внешних критериев;
  3. стадию суперпрофессионализма или мастерства, которая соответствует приближение к «акме», т.е. вершине профессиональных достижений;
  4. стадию «послепрофессионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс-профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализации, как правило, характеризуется существенной немонотонностью смены фаз и стадий [5].

  1. В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды [6]. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым. Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма – это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение благополучия (неблагополучия), комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма – это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам.

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, активизирует регулятивные функции в профессиональной адаптации субъекта деятельности к компонентам профессиональной среды.

В соответствии с теорией систем, описание профессионализма как системы следует проводить с трех точек зрения или подходов: функционального, морфологического и информационного [6].

Функциональное описание профессионализма. Психологический феномен профессионализма как объект изучения интересен прежде всего результатами своего существования, местом, которое он занимает среди других психологических явлений. Поэтому познание профессионализма следует начинать с описания его функций и критериев.

Мы исходим из понимания того, что профессионализм предназначен для «обслуживания» (или, иначе, «обеспечения») системы более высокого уровня, в качестве которой выступает система профессиональной деятельности.

Поэтому стоит уточнить, что далее рассматриваются функции не в смысле круга обязанностей, которые выполняет специалист в той или иной профессиональной деятельности, а в к смысле круга задач, которые решает феномен профессионализма человека в преобразовании действительности.

Критерии определяют те совокупности признаков и их значения, которые позволяют судить о степени выполнения обобщенных и конкретных функций данного системного объекта.

Функциипрофессионализма. В общем случае функция характеризует процессуальную и результативную стороны внешнего проявления свойств рассматриваемого объекта в данной системе отношений.

С процессуальной стороны основная функция профессионализма (как объекта изучения) представляет собой преобразование субъекта труда.

Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности.

Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач: а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня; б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности, в ее развитии за счет индивидуального обогащения; в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом.

Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-профессионала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Читайте также:  Готовимся к лету. процедуры для лица и тела.

Выполнение функций в общем случае сопровождаться не только получением полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые могут быть как материальными (объективными), так и нематериальными (социальными, психологическими).

В теории систем принято считать, что система выполняет свои функции, если параметры системы и процессы ограничены определенными пределами, вне которых  система разрушается либо радикально меняет свои свойства.

Поэтому функциональный подход требует изучения тех условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Поскольку функции характеризуют процессы с точки их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки полученных результатов.

Критериипрофессионализма. Критерии, т.е. показатели (признаки), на основании которых можно судить об уровне профессионализм, могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные) [5].

В первую группу критериев профессионализма входят такие показатели результативности деятельности, как количество и качество произведенной продукции, производительность и т.д.

Во вторую группу критериев оценки уровня профессионализма могут следующие показатели: а) профессионально важные качества; профессиональные знания, умения и навыки; б) профессиональная мотивация; в) профессиональная самооценка и уровень притязаний; г) способности к саморегуляции и стрессоустойчивость; д) особенности профессионального взаимодействия; е) общая физическая тренированность. В качестве критериев результативности возможно использование и дополнительных показателей, отражающих специфику изучаемой профессии.

С учетом активной роли человека в процессе становления профессионализма, будем опираться на три ведущих (обобщенных) критерия, выделенных Ю.П. Поваренковым [9]:

  • профессиональная продуктивность;
  • профессиональная идентичность;
  • профессиональная зрелость.
  1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т.д.

Мы считаем, что важнейшей составляющей данного обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая нами как интегральный показатель, включающий организационно-экономическую, социальную, психологическую и «клиентоцентрированную» составляющие [3].

Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности.

Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в котором работает специалист), к социальным издержкам этой группы.

Под «клиентоцентрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем. Отметим, что при совместной деятельности можно говорить о долевом вкладе данного работника в продуктивность деятельности коллектива.

  1. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального потенциала. Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Мы считаем, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризированных моделей профессии и концептуальной модели профессиональной деятельности (КМПД) с профессиональной Я-концепцией [2]. Профессиональная Я-концепция включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям.

Характеристика понятия «профессионализм»

Настоящий профессионализм не может возникнуть у человека, занимающегося только одной избранной деятельностью, особенно если она сложна по своему характеру.

Высокий профессионализм, хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, выработанных в условиях конкретной деятельности, а также соответствующих знаний и умений, но важнейшим условием его достижения обязательно является и мощное развитие у индивида общих способностей, и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность личности.

Анализ профессионализма как системного образования подразумевает изучение всех измерений этого комплексного феномена (С. А. Дружилов, 2004). Профессионализм в данном контексте рассматривается:

  • 1) как свойство,
  • 2) как процесс,
  • 3) как состояние человека-профессионала.
  • 1. Профессионализм, рассматриваемый как интегральное свойство — это совокупность наиболее устойчивых и постоянно проявляющихся особенностей человека-про- фессионала, обеспечивающих определенный качественно- количественный уровень профессиональной деятельности, характерный для данного человека. Профессионализм (как свойство) является результатом онтогенеза человека в процессе его профессионализации.
  • 2. Профессионализм, рассматриваемый как процесс,

имеет фазы, или стадии: начало, течение (экстенсивное или интенсивное развитие, стагнацию, деградацию и др.), окончание. Процессуальный аспект изучения феномена профессионализма основывается на выделении его временных характеристик: длительности и устойчивости фаз и стадий.

Можно выделить следующие стадии развития профессионализма:

  • а) стадию допрофессионализма, когда человек уже работает, но не обладает полным набором качеств настоящего профессионала, да и результативность его деятельности недостаточно высока;
  • б) стадию собственно профессионализма, когда человек становится профессионалом, демонстрирует стабильно высокие результаты; указанная стадия включает, в свою очередь, совокупность последовательно сменяемых фаз, каждая из которых характеризуется показателями, отвечающими требованиям определенных внутренних и внешних критериев;
  • в) стадию суперпрофессионализма, или мастерства, соответствующую приближению к акме — вершине профессиональных достижений;
  • г) стадию «послспрофсссионализма» (человек может оказаться «профессионалом в прошлом», «экс- профессионалом», а может оказаться советчиком, учителем, наставником для других специалистов).

Процесс становления профессионализма, как правило, характеризуется немонотонностью смены фаз и стадий.

3. Профессионализм, рассматриваемый как состояние.

В общем случае состояние является характеристикой любой системы, отражающей ее положение относительно координатных объектов среды. Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профессионала, может быть внутренне и внешне наблюдаемым.

Внутренне наблюдаемое состояние профессионализма — это зафиксированное сознанием субъекта на определенный момент времени интегральное ощущение комфорта (дискомфорта) в тех или иных подсистемах организма или всего организма в целом. Внешне наблюдаемое состояние профессионализма — это степень благополучия, определяемая по внешне читаемым признакам.

Профессионализм, рассматриваемый как состояние человека-профсссионала, активизирует регулятивные функции в адаптации субъекта к компонентам профессиональной среды.

Е. А. Климов считает необходимым рассматривать профессионализм не просто как некий высокий уровень знаний, умений и результатов человека в данной области деятельности, а как определенную системную организацию сознания, психики человека (Е. А. Климов, 2004). Пути формирования профессионализма строятся в зависимости от определения профессионализма, его функций и структуры.

Функции профессионализма очень разнообразны. В целом понятие функции может пониматься в двух контекстах: первый — функции как «обязанности», второй — функции как круг решаемых задач.

Если рассматривать функции профессионализма с позиции первой трактовки, то к ним будут относиться (Ф. М. Русинов, 2000): организующая; адаптирующая; прогностическая; результативная; этическая; предприимчивость; социальная ответственность; образованность.

Исходя из позиций второй трактовки, следует отметить, что с процессуальной стороны основная функция профессионализма представляет собой преобразование субъекта труда. Результативная сторона функции представляет получение обобщенных и конкретных полезных результатов, удовлетворяющих определенные социальные потребности (С. А. Дружилов, 2004).

Конкретные функции профессионализма человека ориентированы на обеспечение решения следующих обобщенных профессиональных задач:

  • а) создание потребительских стоимостей, качество, надежность и производительность которых не ниже нормативного уровня;
  • б) производство, сохранение и развитие нормативно одобряемого способа конкретной профессиональной деятельности в ее развитии за счет индивидуального обогащения;
  • в) воспроизводство, сохранение и развитие конкретной профессиональной общности, участником которой является данный специалист, и которая, в свою очередь, является частью всего профессионального сообщества и частью общества в целом.

Конкретизация функций профессионализма позволяет обратиться к анализу тех свойств (качеств) человека-професси- онала, которые обеспечивают их реализацию. К ним относятся профессионально важные качества (ПВК) и отношения человека к профессиональной деятельности и к профессии в целом.

Читайте также:  Полное погружение в тонкости профессии: в Петербурге состоялась INTERCHARM professional

Выполнение функций в общем случае может сопровождаться получением не только полезных результатов, но и определенных издержек (затрат), которые бывают как материальными, так и нематериальными (социальными, психологическими). Функциональный подход требует изучения условий, в которых возникает, реализуется и развивается профессионализм.

Поскольку функции характеризуют процессы с точки зрения их результатов, которые могут быть как внешними («объективными»), так и внутренними («субъективными»), неизбежен вопрос о критериях оценки результатов.

Профессионализм является как деловой, гак и нравственной чертой личности. Профессиональная этика — это совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Нравственные отношения людей в трудовой сфере регулирует профессиональная этика.

Общество может нормально функционировать и развиваться только в результате непрерывного процесса производства материальных и ценностей.

Содержанием профессиональной этики являются кодексы поведения, предписывающие определенный тип нравственных взаимоотношений между людьми, и способы обоснования данных кодексов.

Сейчас в России выявляется необходимость выработки нового типа профессиональной морали, которая отражает идеологию трудовой активности на основе развития рыночных отношений.

Речь идет, прежде всего, о моральной идеологии нового среднего класса, составляющего подавляющее большинство рабочей силы в экономически развитом обществе.

В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности.

Все это определяет исключительную актуальность вопросов, составляющих содержание профессиональной этики.

Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты своего труда.

Для адекватной оценки профессионализма представляется целесообразным использовать определенные критерии. Критерии — это показатели, на основе которых можно судить об уровне профессионализма.

Они могут быть двух видов: внешние по отношению к человеку (объективные) и внутренние (субъективные). Ю. П.

Поваренков выделил три ведущих (обобщенных) критерия, которые следует учитывать ввиду активной роли человека в процессе профессионализма (Ю. II. Поваренков, 2002).

  • 1. Критерий профессиональной продуктивности характеризует уровень профессионализма человека и степень соответствия его социально-профессиональным требованиям. Этот критерий характеризуют такие объективные показатели результативности, как количество и качество произведенной продукции, производительность, надежность профессиональной деятельности т. д. Важнейшей составляющей обобщенного критерия профессиональной продуктивности является эффективность профессиональной деятельности, рассматриваемая С. А. Дружиловым как интегральный показатель, включающий экономическую, социальную, психологическую и «клиент-центрированную» составляющие. Экономическая эффективность деятельности определяется отношением доходов к затратам при получении полезного результата. Психологическая эффективность определяется соотношением удовлетворенности специалиста и психофизиологической «цены» его деятельности. Социальная эффективность характеризуется соотношением полезного социального результата (это могут быть социальные потребности производственной группы, в которой работает специалист) к социальным издержкам этой группы. Под «клиент-центрированной» эффективностью понимается степень ориентации субъекта труда не на сиюминутную выгоду, а на долгосрочные взаимоотношения с потребителем (С. А. Дружилов, 2004).
  • 2. Критерий профессиональной идентичности характеризует значимость для человека профессии и профессиональной деятельности как средства удовлетворения своих потребностей и развития своего индивидуального ресурса. Оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. С. А. Дружилов считает, что профессиональная идентификация человека профессии происходит путем соотнесения интериоризиро- ванных моделей профессии и профессиональной деятельности с профессиональной «Я-концепцией». Профессиональная «Я-концспция» включает представление о себе как члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, в том числе определенных профессиональных норм, правил, традиций, присущих профессиональному сообществу. Сюда входят представления о ПВК, необходимых профессионалу, а также система отношений человека к профессиональным ценностям (С. А. Дружилов, 2004).
  • 3. Критерий профессиональной зрелости, предложенный Д. Сьюпером, свидетельствует об умении человека соотносить свои профессиональные возможности и потребности с профессиональными требованиями, которые к нему предъявляются. Сюда входит профессиональная самооценка, уровень притязаний, способность к саморегуляции и др. В структуре профессиональной самооценки выделяют операционально-деятельностный и личностный аспекты.

Первый из них связан с оценкой себя как субъекта деятельности и выражается в самооценке уровня профессиональной умелости (сформированности умений и навыков) и уровня профессиональной компетентности (системы знаний).

Второй аспект выражается в оценке своих личностных качеств в соотношении с идеалом образца («Я-идеальное») профессиональной «Я-концепции».

Выделить четкие критерии профессионализма позволяет его структура. Так, С. А. Дружилов с позиции интегративного подхода рассматривает профессионализм как некоторую систему, которая имеет структуру, состоящую из подсистемы профессиональной продуктивности, подсистемы профессиональной идентичности и подсистемы профессиональной зрелости (С. А. Дружилов, 2004).

  • 1) Подсистема профессиональной продуктивности образует структуру, состоящую из ПВК и профессиональных отношений, непосредственно влияющих на производительность, качество и надежность деятельности. В качестве системообразующих факторов данной структуры приняты составляющие эффективности профессиональной деятельности.
  • 2) Подсистема профессиональной идентичности характеризуется структурой, которая в качестве элементов включает Г1В К и профессиональные отношения, обеспечивающие принятие профессии как личностно значимой. Системообразующими компонентами в рассматриваемой структуре являются профессиональная направленность, а также удовлетворенность профессией и профессиональной деятельностью.
  • 3) Подсистема профессиональной зрелости описывается структурой, включающей ПВК профессионаш и его профессиональные отношения, обеспечивающие саморегуляцию и самодетерминацию становления профессионализма человека. В качестве значимых элементов здесь выступает смысл профессиональной деятельности, ирофессионашная совесть и профессиональная честь. Системообразующим компонентом в структуре связей выступает профессиональное самосознание.

А. К. Маркова, исходя из позиций личностно-деятельностного подхода, предлагает иную структуру профессионализма, которая состоит из 5 уровней: допрофессионализм, профессионашзм, суперпрофессионализм, непрофессионализм (псевдопрофессионализм) и послепрофессионализм (А. К. Маркова, 1993).

  • 1. Допрофессионализм. На этом уровне человек выполняет некоторые трудовые действия, не являясь профессионалом. Иными словами, так работает новичок, не овладевший еще трудовыми навыками, не знающий норм и правил профессии. Такой уровень обычно проходят все люди в процессе своей трудовой деятельности, но некоторые (пассивные, нездоровые) могут оставаться на нем долгие годы.
  • 2. Профессионализм. На этом уровне человек находится большую часть своей жизни, приобретает профессиональные качества. Так, он усваивает нормы и правила профессии, выполняя роль исполнителя и работая по инструкции, затем, овладев специальностью и квалификацией, осуществляет квалифицированную деятельность. Далее по мере развития мотивационной сферы человек начинает более сознательно относиться к своему труду. Усвоив профессиональные нормы, он повышает результативность своего труда, осознает себя как профессионал, самоутверждается как специалист и стремится повысить свою квалификацию. Понятно, что столь сложная метаморфоза происходит в течение длительного времени, причем у всех людей по-разному.
  • 3. Суперпрофессионализм. На этом уровне профессиональная деятельность достигает своего расцвета. Для него характерны наиболее высокие достижения и значительные творческие успехи. Человек становится творцом и как бы выходит «за пределы профессии», обогащая се своим личным вкладом.
  • 4. Непрофессионализм (псевдонрофессионализм). При этом, в отличие от допрофсссионализма, когда у работника еще просто отсутствуют необходимые умения и знания, создается впечатление внешне довольно активной трудовой деятельности, однако человек либо выполняет неэффективную, не соответствующую нормам и требованиям работу, либо прикрывает своими действиями отсутствие профессионализма.
  • 5. Послепрофессионализм. Этого уровня достигают все люди пенсионного возраста и переживают его в разной степени. Человек может либо оказаться просто «профессионалом в прошлом», либо стать желанным консультантом, советчиком, наставником, экспертом, открыть новые грани профессионализма, помочь другим людям и духовно обогатить их (А. К. Маркова, 1993).

Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям в их многоплановом труде, несхожесть применяемых «технологий» для получения высокого результата — все это вместе взятое определяет своеобразие содержания и формы профессионализма.

Конечно же, чтобы но праву быть в числе подлинных профессионалов, человек должен развить у себя соответствующие способности, очень дифференцированно «нажить» конкретный фонд знаний, навыков и умений, сформировать профессиональные позиции и акмсологические инварианты, а также научиться все их очень адресно творчески употреблять.

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *